3 июля 2020 Обращение Владимирской епархии об оказании помощи волонтёрскому движению

Желающие помочь делу восстановления храмов, могут внести посильное пожертвование.

3 июля 2020 Обращение об оказании помощи епархиальному управлению

Владимирское епархиальное управление просит вас оказать посильную помощь


Состав храмов

Интерактивная карта

Официальные страницы Владимирской епархии в соцсетях

Сайты благочиний, приходов и монастырей:
 
Владимирское благочиние
 
sud_bann.gif
  
 ys.jpg
Показать все

Сайты учебных заведений:
 
Сайт Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии
 
Показать все

Наши информационные партнеры:
 
 vladkan.gif

 oroik.jpg
Показать все

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Июль
201920202021
пнвтсрчтптсбвс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789

Главная / Новости / «Всякое искусство – это диалог, послание»: Во Владимирском государственном университете прошла встреча с искусствоведом и поэтом Ириной Языковой, автором сборника «Пока горит свеча»

«Всякое искусство – это диалог, послание»: Во Владимирском государственном университете прошла встреча с искусствоведом и поэтом Ириной Языковой, автором сборника «Пока горит свеча»

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

yazikova2.jpg 7 апреля 2011 года на филологическом факультете Владимирского государственного университета на филологическом факультете состоялась встреча преподавателей и студентов филологического факультета с уникальным человеком - искусствоведом и поэтом Ириной Константиновной Языковой. В рамках встречи Ирина Языкова читала свои стихи и отвечала на вопросы присутствующих.

- Ирина Константиновна, Ваша жизнь связана с интересом к искусству. Расскажите, как оформился этот интерес?

- Это очень важный вопрос. Большую роль сыграла моя бабушка. Мы ходили с ней в церковь, там я видела и коны и тогда захотела разгадать их тайну.
С первого курса я твердо знала, что буду заниматься иконописью. Также большую роль сыграла О.С. Попова, профессор МГУ им.Ломоносова, которая открыла мне тайну иконописи. На своем жизненном пути я встретила отца Александра Меня. Это потрясающий человек, энциклопедически начитанный. Его личность и книги оказали на меня большое влияние. Также большое влияние на меня оказала Н.Л. Трауберг – великий человек, великий переводчик. Вы на самом деле все её знаете. Читали «Хроники Нарнии»? (По залу пронесся одобрительный гул.) Вот она их перевела на русский язык.
Вы знаете, мои профессиональные интересы отразились и в стихах, которые я пишу уже давно. Ведь о древнерусском искусстве лучше всего говорить поэтически, т.к. оно в высшей степени метафорично.

- Были ли у Вас переломные моменты в жизни, когда хотелось всё бросить?

- Да, были, как и у всех людей. Всякое бывало, ведь сомнения присущи всем. Человек сам по себе существо мятущееся. Ну, например, когда я серьезно углубилась в церковь, то оставила писать стихи, потому что открыла для себя поэзию псалмов. Но потом творчество само вернулось. Иногда, бывает, думаешь, а нужно ли это кому?.. Зачем?..
Но это состояние нужно просто пережить, не нужно в нем застревать.

- Как происходило Ваше знакомство с русской поэзией?

- Это были конец 70-ых – начало 80-ых годов. Сложное было время. Тогда я училась в университете, а университетская среда – это особая среда. Среди нас постоянно шел обмен самиздатом. Я сама перепечатывала Гумилева и Ахматову. Этот самиздат мы научились переплетать и потом дарили, как очень большую ценность. Конечно, издания книг были, но получить разрешение взять их на руки, чтобы написать, например, диссертацию, было очень тяжело. Поэтому нужно ценить нынешнюю доступность книги.

- Каково Ваше отношение к постмодернизму?

Постмодернизм – это реакция на модернизм, а не нечто цельное. То, что развивается ныне, часто принимает отталкивающие формы. Природа постмодернизма нейтральна, потому что это есть реакция, которая может быть разной.
Я думаю, что это нужно просто пережить. Но что будет после? Скорее всего, возвращение ценностей, так как минус на минус, как известно, дает плюс: модернизм – это отрицание и постмодернизм – отрицание. Постмодернизм – это тупик, он никуда не ведет, ведь он отказался от пути. А культура есть путь.

- Сейчас довольно широко распространена религиозная поэзия, существует круг поэтов, обращающихся к этой тематике. Каковы, на Ваш взгляд, плюсы и минусы такой поэзии?

- Религиозная поэзия – это очень тонкая материя. Не всякое стихотворение, в котором упоминается Бог, является религиозным. Когда я работала на радио, к нам часто приносили такую поэзию и просили её почитать. У нас тогда даже шутка была, что это не стихи, а «стихийное бедствие». Спрашиваешь людей, что они тут понаписали? Отвечают –Бог надиктовал. Не нужен этот лишний пафос, ведь он не привлекает, а только отталкивает.

- На Ваш взгляд, религиозная поэзия несет миссионерскую функцию?

- Конечно. Всякое искусство – это диалог, послание, попытка донести, сказать что-то. Конечно, если поэт думает, что напишет стихотворение и всех обратит, то ничего не выйдет. Ведь стихотворение – это исповедь, она пробуждает человека. Вообще, я считаю, искусство либо есть, либо его нет. А религиозное оно или нет – это уже во вторую очередь.

- Каково, на Ваш взгляд, будущее поэзии? Создается впечатление, что она утрачивает позиции. В чем её внутренние питательные истоки?

- Материалом и почвой для поэзии может быть всё что угодно, но важно, к чему это приведет. Сегодня поэзия – частное дело, а раньше это было формой духовного выживания в обществе. Вообще, поэзия интимна, она лишена площадных форм, поэтому она не умрет, потому что живет человеческая душа, которая хочет высказываться. Может больше и не будет больших поэм, как «Двенадцать» А.А. Блока, но останется малая форма на уровне личного высказывания.

- Что, на Ваш взгляд,  главное в творчестве – разум или чувство?

Идеал – цельность. Стихи чаще рождаются от чувства, но разум помогает сделать из них что-то необычное. Часто говорят: «Не хотим работать над стихом». Я этого не понимаю, потому что и Пушкин работал! Я считаю, что разум без чувства и чувство без разума ничего не дадут.

- Сейчас в Америке популярна психоаналитическая поэзия. Что Вы думаете об этом явлении?

- Среди этой поэзии без сомнения есть вещи блестящие. Но я считаю, что это направление близко к живописи душевнобольных. С другой стороны, сейчас эра интереса к психологии. Я считаю, что это ложный ход. Человек – это великая тайна, а упор на его подсознание, на ту часть, которая относится к патологии – это искажение, которое не ведет человека к исправлению, но углубляет эти патологии.

- Вопрос о соотношении христианства и творчества. Иногда, придя в церковь, человек попадает к достаточно авторитарному духовнику, который велит отказаться от творчества. Соотносимы ли в таком случае эти вещи?

- Эти понятия соотносимы. Человек изначально создан по образу и подобию Творца, то есть изначально создан творческой личностью. Человек, приходящий в церковь и отрицающий культуру – это, на мой взгляд, крайность. Еще Отцы Церкви говорили, что всё прекрасное прославляет Бога. Конечно, нужно разбираться, какое это творчество и на чем оно основано. Если это только самовыражение, то это не очень хорошо. Вообще, это сложный вопрос и его нужно решать индивидуально. Не нужно бояться творчества, но и не нужно делать его самоцелью.

- Как Вы считаете, что лучше для духовного развития человека? Я имею в виду то, что раньше религия была запрещена, и люди верили как-то искренне. А  теперь это стало престижно, и, на мой взгляд,  это портит.

- Знаете, молодой человек, когда мне говорят, что в СССР было лучше, я не верю. Это не лучше, когда полстраны сидит, а полстраны выживет. Сейчас можно дышать и говорить, а тогда было нельзя. Другое дело, на что настоящую свободу употребить. Это тоже большое испытание. Я сама к вере пришла в несвободные времена, а кто-то пришел, когда стало можно. И я Вам скажу, что испытание свободой выдержать трудней, чем испытание несвободой. Свобода дана для добра и для зла. Тут уже вопрос личности человека.

- Вам, как поэту, не тесно в рамках религии?

- Дело в том, как человек воспринимает религию: как рамку или как стержень. Если как стержень, то не мешает. Понимаете, религия – это форма существования веры. Ведь вы идете в церковь не для того, чтобы класть поклоны, но для того, чтобы принять что-то для своей души. Поэтому тут дело в вас самих.
 
- С чего начать знакомство с иконописью?

- Начинать нужно со смотрения. Икона сама по себе книга, написанная цветом, светом, символом. Встаньте, затихните перед ней и она сама заговорит с вами.

Естественно, студентов-филологов заинтересовали читательские предпочтения поэта. Ирина Константиновна рассказала, что любит И.Бродского, О.Мандельштама, А.Ахматову, Ф.Тютчева,  из прозы –Л. Улицкую. Из зарубежных поэтов ее любимцем является Джон Донн.
К сожалению, время встречи быстро подошло к концу. Слушатели от всего сердца поблагодарили Ирину Константиновну Языкову и выразили надежду встретиться вновь.

Для справки: Ирина Константиновна Языкова родилась и живет в Москве. В 1981 году окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, отделение истории искусств. Защитила диплом на тему «Образ Богоматери в древнерусском искусстве рубежа XIV-XV вв.» под руководством профессора О.С. Поповой.
 Сфера научных интересов И.К. Языковой не ограничивается иконописанием и вообще сферой церковного искусства, немало научных статей ею написано на темы русского и мирового искусства, а также по истории культуры. В частности, ею была написана статья об архитектурных образах в творчестве Осипа Мандельштама. С 1996 по 2010 гг. на христианском радио «София» вела еженедельную радиопрограмму «Арфа царя Давида», посвященную христианскому творчеству. Написала ряд сценариев для документальных фильмов и телевизионных программ. Пишет стихи, пьесы, тексты для песен. Входит в редколлегию ряда научных и популярных журналов. Является преподавателем Коломенской духовной семинарии и Библейско-богословского университета имени апостола Андрея Первозванного.

Светлана Мартьянова, Дарина Струкова.

 Стихи Ирины Языковой из нового сборника:

                        *****
Дело даже не в том, чтобы найти слова,
И вовсе не в том, чтобы высказать их.
Просто я слышу, как прорастает трава.
Просто я вижу, как с ветки падает лист.

Слышу, как тихо свершается времени ход,
А сквозь окно пробивается вечности свет,
Вижу, как бабочка свершает безмолвный полет,
Оставляя в воздухе неуловимый след.

В тишине растворясь, оживает невидимый звук,
Отзывается эхом в пространстве, чтоб снова уйти.
Но когда размыкаешь последний, таинственный круг,
Понимать начинаешь, что ты на верном пути.

Да, на солнце, не щурясь, почти невозможно смотреть,
И в дырявом сосуде трудно хранить благодать.
Но когда не хватает слов, я просто стараюсь петь.
Когда больно ходить, я просто стараюсь летать.

30 января 2003 г.

 

      *****

Посвящается
Наталье Леонидовне Трауберг


Покуда мы ждем у моря
погоды хорошей и ясной,
Покуда прекрасные замки
Мы из песка возводим,
Жизнь протекает сквозь пальцы,
как будто вода сквозь сито,
уходит в песок прибрежный,
сливаясь с соленым морем…

Покуда мы ловим в небе
коварную синюю птицу,
Покуда мечтаем о счастье,
синицу в рукав запрятав,
Жизнь ускользает юрко,
Как ящерка меж камнями,
И тает почти бесследно
Как капли росы на солнце…

Покуда мы сетуем горько
О времени быстротекущем,
Покуда считаем потери
И счет ведем неудачам,
Жизнь нашу ветром уносит
Как горстку остывшего пепла,
Как лист, сорвавшийся с ветки,
Как пыль на пустой дороге.

Но если мы верим в чудо,
Возможное только Богу,
Пока не теряем надежды
И любим, хотя бы кошку,
Жизнь словно малое семя
Тихонько внутри прорастает,
Растет как былинка в поле,
Колеблемая ветрами.

Но робкий росток надежды
становится древом жизни,
И слабый любви источник,
Источником жизни станет,
И вера раздвинет горы,
И небо сольется с землею,
И мы себя обнаружим
На пороге Отчего дома,

Где жизнь и становится жизнью,
Где цель совпадает и средство,
Где тот, кто любим, тот любит,
Где счастлив отдавший душу,
Взамен получивший Царство.
                                                             
                                   Декабрь 2007


Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности