19 декабря 2018 Представители Владимирской епархии обратились в мэрию с просьбой воздержаться от установки развлекательных объектов напротив Успенского собора

Новогодние аттракционы, которые начали монтировать на Соборной площади, вызывают беспокойство. Представители Владимирской епархии обратились в мэрию с просьбой воздержаться от установки развлекательных объектов напротив Успенского собора.

18 декабря 2018 Высокопреосвященнейший митрополит Евлогий посетил храм в селе Александрово Судогодского благочиния

14 декабря 2018 года митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий спосетил храм Рождества Пресвятой Богородицы села Александрово Судогодского района.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Декабрь
201720182019
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Главная / Новости / Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике открылась международная научная конференция «Хвалам достойный»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре»

Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике открылась международная научная конференция «Хвалам достойный»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре»

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

bogolyubskiy__4_.jpg 5 июля 2011 года в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника состоялось три знаменательных события: из Лувра на два дня прибыл наплечник Андрея Боголюбского, открылась международная научная конференция ««Хвалам достойный»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре» и открылась выставка «Владимирский самовластец». Все три мероприятия приурочены к празднованию 900-летия со дня рождения великого благоверного князя Андрея Боголюбского.

 Научная конференция началась выступлением Владимирского Камерного хора, исполнившего для гостей два фрагмента из «Плача по убиению Андрея Боголюбского». После этого  Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника представила почетных гостей: атташе по культуре французского посольства Игоря Сокологорского и хранителя Департамента предметов искусства Музеев Лувра Жанника Дюрана. Президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова в своем выступлении отметила, что «деятельность древнерусского князя долго недооценивалась, а порой трактовалась искаженно. Еще недавно об Андрее Боголюбском старались больше молчать, чем говорить. Нынешняя конференция – это не просто дань благодарности князю, но попытка осмыслить то новое, что достигнуто в работах современных историков и искусствоведов. Это хороший повод разобраться в том, что мы знаем об этом выдающимся историческом деятеле, уточнить его роль в истории владимирской земли и объединительных тенденциях на Руси».

 В программе конференции было заявлено более 20 докладов на самые различные темы.

 Первым выступил Алексей Сиренов, доктор исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета с докладом «Житие Андрея Боголюбского». К Андрею Боголюбскому, как к святому, официально еще не канонизированному, относились еще с глубокой древности. Когда же началось почитание Андрея Боголюбского, прежде всего во Владимире? Когда ему было написано житие? В литературе существуют разные точки зрения на этот вопрос, называют разные даты: 16 век, 17 век или  начало 18 века, то есть со времени официальной канонизации.
 Прежде всего, нужно обратиться к источникам, которые свидетельствуют о церковном почитании Андрея Боголюбского, считает историк. Самый интересный источник – это грамота середины 16 века (1550 года), жалованная Иваном Грозным Владимирскому Успенскому собору. В грамоте, в последних двух строчках, говорится, что почитание Андрея Боголюбского должно осуществляться в Успенском соборе, причем оплачивать это почитание должен Боголюбовский монастырь. После съемки грамоты в инфракрасном излучении стало ясно, что эта последняя статья была приписана позже, т.к. инфракрасная лампа выявила использование других чернил. Кроме того, в тексте самой грамоты ни слова до этого не было сказано об Андрее Боголюбском. Следовательно, эта грамота совсем не свидетельствует о том, что Андрея Боголюбского во Владимире почитали как святого с 16 века. Но, предположил докладчик, мы можем совсем определенно говорить, что почитание Андрея Боголюбского, как святого, началось с 17 века. 17 веком датируются самые ранние из известных ему списков тропаря и кондака из церковной службы Андрею Боголюбскому. Самый ранний список датируется 40-ми годами 17 века и находится в рукописном сборнике, составленном русским дворянином А.И.Жидовским. Наличие тропаря и кондака уже может свидетельствовать о почитании Андрея Боголюбского как святого. Было ли тогда составлено его житие? Алексей Владимирович отвечает: скорее всего, нет. Житие Андрея Боголюбского известно в двух вариантах, датируемых 18 веком. Оба варианта создавались независимо друг от друга. Есть основание предполагать, что одно было составлено в Успенском соборе, а второе – в Боголюбском монастыре. Скорее всего, именно в это время и была сделана приписка к грамоте, дарованной Иваном Грозным. Вероятно, существовало два центра почитания Андрея Боголюбского – во Владимире и в Боголюбово. Об этом свидетельствует служба Андрею Боголюбскому, напечатанная в 1914 году в одной из московских типографий. В одном из её вариантов говорится о Владимире, в другом – о Боголюбове. Следовательно, возможно существование двух служб в 18 веке. Таким образом, можно сделать вывод, что житие Андрею Боголюбскому было составлено в 18 веке, причем в двух вариантах: один вариант был составлен во Владимире, другой – в Боголюбово.

 Вторым выступал Александр Назаренко, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории с докладом «Владимир, Киев, Константинополь: церковная политика Андрея Юрьевича Боголюбского». На примере таблицы дат, не включенных в летопись, Александр Васильевич рассказал историю и суть деятельности Андрея Боголюбского как церковного политика. Доклад представлял из себя довольно подробное научное исследование основных причин и мотивов продуманной деятельности Андрея Боголюбского в этой области. Было отмечено два наиболее ярких этапа этой деятельности: закрепление церковной самостоятельности Владимирской Руси, выход из-под влияния Византии и борьба с удельной раздробленностью на Руси и объединение её вокруг нового центра Русских земель.

 Затем слово было предоставлено протоиерею Георгию Горбачуку, кандидату философских наук, ректору Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии. Его доклад «Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский: лик и личность» касался изображения князя Андрея Боголюбского как святого (в житийной литературе) и как «сына человеческого» в летописях. Завершая свой доклад, отец Георгий отметил, что русская наука, связанная с изучением церковной деятельности, всегда будет топтаться на месте, если не обратится к изучению греческих источников и материалов, связанных с историей церкви, в том числе и на Руси.

 Одним из интереснейших стал доклад месье Жанника Дюрана, хранителя Департамента предметов искусства Музеев Лувра «Armilla: Resurrection du Christ Шедевр Музеев Лувра». В своем докладе он рассказал историю наплечника Андрея Боголюбского, прибывшего во Владимир из Лувра на два коротких дня. Всё, что мы знаем о наплечнике, происходит из публикаций барона Жозефа де Бай, французского археолога, этнографа, антрополога, работавшего в России с 1890 по 1920 гг. Именно в его публикации 1903 года было высказано предположение, что западноевропейский вклад в Россию гораздо больше, чем мы привыкли считать. Иконография армиллы – чисто западноевропейская иконографическая традиция изображения Воскрешения Христа. Она появилась в 11 веке, а к 13 веку была вытеснена более привычной. В 1936 году Карл Дрейфус исследовал наплечник и установил, что техника его изготовления – чисто романская техника выемчатой эмали, противопоставленная технике византийской эмали. По форме и размерам  эта армилла -  наплечник. Существует второй наплечник, хранящийся в Нюрнберге, работы западноевропейских мастеров, изображающий Распятие Христа. Барон де Бай считал их парой. Но более поздние исследования выявили явные различия этих наплечников (разная цветовая насыщенность, высота, места крепления и прочее), что дает основания предполагать, что два наплечника относятся к разным парам и сделаны по заказу Фридриха Барбароссы и подарены князю Андрею Боголюбскому.

 Доклад Марии Родиной, кандидата исторических наук, заместителя Генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника «О так называемых наплечниках Андрея Боголюбского» продолжил эту тему. Мария Евгеньевна к докладу своего коллеги из Франции добавила, что описи Успенского собора и летописи свидетельствуют о том, что наплечник хранился до 1919 года в ризнице Андрея Боголюбского. С 1919 года – во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, а в 1933-1934 году он был продан за границу. Однако еще интереснее тот факт, что до сих пор точно не установлено, как армилла попала на Владимиро-Суздальскую землю.  Скорее всего, это был подарок Фридриха Барбароссы князю Андрею Боголюбскому или Всеволоду Большое Гнездо. Это дает основание предположить, что в те времена были установлены тесные дружеские и экономические  контакты между Барбароссой и русскими князьями.

 В перерыве конференции состоялось открытие выставки «Владимирский самовластец». На открытие прибыли архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, митрополит Ловчанский Гавриил (Болгария), митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, епископ Серпуховской Роман, епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, епископ Рыбинский Вениамин, викарий ярославской епархии, губернатор Владимирской области Николай Виноградов, заместитель губернатора Сергей Мартынов, представители областной администрации.  Среди гостей выставки была и директор Вышегородского историко-культурного музея-заповедника Ирина Пироженко, рассказавшая о своем городе, его роли в истории России, и подарившая владимирскому музею книгу о свв. Борисе и Глебе, погребенных в Вышгороде.
 После торжественной части, на которой гости благодарили сотрудников музея за принятие участия в организации такого замечательного праздника, создатель выставки, Татьяна Тимофеева провела для владык увлекательную экскурсию, познакомив их с экспонатами выставки, а главное – показав привезенный артефакт – наплечник князя Андрея Боголюбского.

Дарина Струкова.

 

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности