30 марта 2020 Во Владимире проводятся курсы повышения психолого-педагогической культуры педагогов

29 марта 2020 года стартовал цикл занятий по повышению психолого-педагогической культуры педагогов образовательных учреждений по программе "Актуальные проблемы профессиональной деятельности современного педагога"

30 марта 2020 Престольный праздник состоялся в Христо-Рождественском соборе города Коврова

30 марта 2020 года в Христо-Рождественском соборе г. Коврова была отслужена Божественная Литургия в честь преподобного Макария, игумена Калязинского, в честь которого освящен придел собора.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Март
201920202021
пнвтсрчтптсбвс
2425262728291
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Главная / Новости / Вечернее заседание конференции « «Хвалам достойный»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре»

Вечернее заседание конференции « «Хвалам достойный»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре»

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

 5 июля 2011 года международная научная конференция, организованная Владимиро-Суздальским музеем заповедником, продолжила свою работу. Вечернее заседание продолжила кандидат искусствоведения, 
ведущий научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Л.А. Щенникова с докладом на тему «Чудотворная икона Богоматерь Владимирская – святыня Андрея Боголюбского».  Людмила Александровна рассказала об известных источниках по истории Владимирской иконы Божией Матери, особо выделив «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», составленное духов¬ником князя Андрея «попом Микулицей». Она рассказала о наиболее известных чудесах: «в пределах Москвы по молитве князя пред иконой был чудесно спасен от потопления в реке Яузе один из его слуг; затем на Рогожских полях конь сбил жену священника Микулицы и затоптал ее ногами, но по молитве пред иконой пострадавшая осталась невредимой. Особая же благодать Матери Божией открылась неподалеку от Владимира, верстах в десяти вниз по течению реки Клязьмы. Святой князь Андрей намеревался поставить икону в Ростове, но по действию силы Божией обоз остановился. Ло¬шади не шли дальше, тогда их переменили, но и новые не могли подвинуться с места. Благоверный князь Андрей счел это за тайное извещение Божие, «и зде благую волю Твою, Владычице, позна». Отслужили моле¬бен перед чудотворной иконой. Князь и все присутствующие на коленях молились со слезами. И когда настала ночь, было чудное видение. Пресвятая Дева явилась с хартией и сказала благоверному князю Андрею: «Не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов. Поставь его во Владимире, а на сем месте возд¬вигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокам». Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав искусных иконопис-цев, велел написать им икону Богородицы в том молитвенном виде, в каком Она явилась ему».   Людмила Александровна отметила, что князь Андрей выступает в Сказании как истинный христианин. «Владимирская икона Божией Матери занимала в жизни князя Андрея и Владимирского края особое место. Сказание поэтому стало, по выражению Д.С. Лихачева, «частью чудес Богоматери». С чем сложно не согласиться».
 Последующие доклады были либо напрямую посвящены Боголюбской иконе Божией Матери. Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Л.И. Лифшиц представил доклад-презентацию «Древнерусская живопись эпохи Андрея Боголюбского». «Живопись времен Андрея Боголюбского – это Боголюбская икона Божией Матери, фрески андреевского Успенкого собора, фрагменты живописи, зафиксированные Ф.Г. Солнцевым в 1859-1860 гг. в храме Покрова на Нерли. Все они являются важным этапом в истории русского искусства XII в.». Лев Исаакович отметил, что «на сегодняшний день продолжаются споры об иконографии Боголюбской иконы Божией Матери. Эта икона – не только молитвенница за кого-то, это личная молитва Божией Матери, что отражается в обращении ее лика к зрителю, в насыщенной палитре, художник ограничивается дополнением светом только отдельными мазками и т.д. Для сравнения следует посмотреть на образы Божией Матери, происходящий из Спасо-Мирожского монастыря (г. Псков). В сцене Сретения лик Богоматери не выходит из фона, происходит акцентация взора, как будто Она обозревает то, что находится далеко от ее сосредоточенного взора. Боголюбская икона – первый шаг в ином направлении. 50-е гг. XII в. – время появление белокаменных храмов, расписанных по инициативе Андрея Боголюбского. В сохранившихся с того времени росписях Успенского собора (пророки с раскрытыми свитками) прослеживается движение, желание создать длительную композицию, придать фигурам пластику. Развертывание движения стало одним из важных аспектов второй половины XII в.». Лев Исаакович сравнил искусство времен Андрея Боголюбского с творчеством церковного деятеля и писателя Древней Руси Кирилла Туровского, где присутствует постоянное обращение к личности, что близко иконографии Боголюбской иконы Божией Матери. По словам Л.И. Лифшица, - «взирание на Таинство – то новое, что вносит эпоха Андрея Боголюбского».
 Е.Л. Конявская доктор филологических наук, главный редактор журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» выступила с докладом «К истории сложения иконографии Боголюбской Божьей Матери: молитва со свитка». В ходе изучения различных списков Боголюбской иконы Елена Леонидовна пришла к выводу, что в иконографии изображается два вида свитка, содержание которых – молитвы, совершенно разные. Одна молитва обращена от имени Богородицы к Богу за людей, вторая – от имени людей, обращающихся к Богоматери. В первой молитве автор говорит, что икона пришла с князем из Киева, что она греческого письма. Это идет вразрез с официальной версией, утверждающей, что икона была написана в Боголюбове. Но и местная версия, по утверждению Е.Л. Конявской, «не имеет письменных подтверждений, за исключением летописи Боголюбовского монастыря игумена Аристарха – это раннеисториографический опус».
 Т.П. Тимофеева заведующая архитектурным сектором Владимиро-Суздальского музея-заповедника рассказала «О пребывании Боголюбской иконы Божией Матери в Боголюбовском монастыре». Татьяна Петровна начала свой рассказ с того, что эта икона была создана для храма Рождества Пресвятой Богородицы как предалтарный образ. Подтверждением этому служит одна из дошедших до нас икон, на которой изображается Рождественский собор до обрушения. Затем икона находилась в Леонтьевской церкви, потом в Благовещенской. В 1756 г. икона была поставлена в новом соборе. Опись 1767 г. содержит интересное упоминание о том, что по левую сторону от Царских дверей находилась Боголюбская икона Божией Матери, прописанная со старой на новую доску. «Не берусь судить о том, как это можно сделать с технической точки зрения, но свидетельство об этом есть», - прокомментировала Т.П. Тимофеева.
 М.А. Быкова заведующая отделом Владимиро–Суздальского музея – заповедника продолжила предыдущий доклад темой «Боголюбская икона Божией Матери в XX – начале XXI века. История изучения и реставрации».
«Сохранилась фотография иконы в Боголюбовском монастыре. Напротив иконы располагалась медная рака с частицей мощей святого благоверного князя Андрея Боголюбского, принесенная в монастырь из Успенского собора по разрешению епископа Феогноста.  В 1918 году были проведены срочные работы по консервации иконы реставраторами Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи под руководством А.И. Анисимова, В.Т. Георгиевского и И.Э. Грабаря. После закрытия монастыря в 1923 г. икона была передана в храм Иоакима и Анны, после закрытия которого в 1939 г. – в Успенский собор, где до 1944 г. располагался музей. Музей принимал особое участие в судьбе образа. Первая запись об иконе встречается в 1940 г. под № 3482. Ко времени поступления Боголюбской иконы во Владимирский областной краеведческий музей (1946 г.), эта икона находилась в крайне аварийном состоянии: на всей поверхности произошло сильное отставание и деформация грунта, местами - до самой до доски. Это и обусловило чрезвычайно сложный характер реставрационных работ, проводившихся в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря в 1956–1976 гг. Реставраторам Н. А. Баранову и М. В. Романовой (под руководством Н. Н. Померанцева) потребовалась разработка специальной методики для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой. В результате проведенной реставрации удалось сделать очень многое. Однако состояние левкаса и красочного слоя иконы приобрело настолько необратимый характер, что даже после двадцатилетней реставрации икона остается очень хрупкой и нуждается в постоянном наблюдении высококвалифицированных специалистов. Размещенная после многолетней реставрации в одном из залов Исторической экспозиции ВСМЗ, Боголюбовская икона находилась под мониторингом музейных работников. Большая проблема с сохранностью иконы возникла в начале 1990-х гг. в связи с просьбой Церкви о передаче иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. В 1993 г. благодаря усилиям Владимиро-Суздальского музея-заповедника проблема была решена: по заказу и на деньги ВСМЗ фирма, изготовившая саркофаг для мавзолея В. И. Ленина, сделала уникальную установку. Была создана герметично закрытая витрина из особого стекла в комплексе со специальным прибором, который обеспечивал постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим. В 1998 г. из-за сбоев в работе датчиков прежней витрины ВСМЗ настоял, чтобы на средства Владимиро-Суздальской епархии была закуплена новая витрина у конкретного производителя — фирмы «ТД ТЕМУЗ». 31 июля 1998 г. Боголюбская икона была помещена в новую витрину, в которой находилась до 4 июня 2009 г.».
 В продолжение столь интересующей всех темы выступил Александр Анатольевич Горматюк кандидат искусствоведения, художник - реставратор ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря с докладом «Результаты научно – исследовательских работ по реставрации Боголюбской иконы Божьей Матери 2009-2011 гг.). «Этот доклад является результатом научно-исследовательской деятельности Г.В. Цируль, Мироновой и, собственно, меня. Результаты двухлетней деятельности представляются впервые. Доклад имеет практический аспект, связанный с реставрацией. Первоначально следует восстановить хронику событий. Итак, в 1993 г. икона была передана в открывшийся Княгинин монастырь. 31 июля 1998 г. произошло перемещение иконы в новую витрину. 27 февраля 2009 г. на поверхности иконы появился белый налет. 5 марта была проведена антисептическая обработка памятника, обнаружены многочисленные утраты.  4 июня 2009 года  генеральный директор ВСМЗ А.И. Аксенова информирует об ухудшении состоянии иконы и о переносе ее во Владимиро-Суздальский в музей-заповедник. Икона была размещена в горизонтальном положении в помещении, пригодном для ее хранения. Реставраторами, приглашенными из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря, была проведена фотофиксация наиболее аварийных участков иконы. 2 июля 2009 г. состоялось повторное изучение иконы, не обнаружившее грибков, появление которых объясняется тем, что икона стояла просто за стеклом, у витрины стояли букеты живых цветов в воде, а со стены, за которой находилась крестильня с купелью, на икону переползла плесень. Таким образом, одной из основных причин «заболевания» иконы стал переизбыток влажности. На обнаженных местах мелких повреждений, под микроскопом были обнаружена древесина в структуре „пружинящей губки“, что особо страшно для иконы. 5 мая и 24 июня 2010 г. нами было также проведено 3D сканирование иконы, что позволило установить, что влажность иконы снизилась на несколько процентов. Была получена 4-х мерная модель иконы. Было проведено сравнение двух моделей иконы от 5 июня 2010 г. и 4 июля 2010 г., в результате которых стало понятно, что наблюдается медленная стабилизация, не угрожающая     состоянию памятника в исследуемый период с благоприятными условиями. Во Владимирском региональном военном госпитале была проведена комплексная томография иконы, в ходе которой были обнаружены отставания от основы по углам и разрушение древесины внутри памятника, связанное с взаимодействием поздних разносторонних вставок».
 Завершили вечернее заседание доклады кандидата искусствоведения. Младшего научного сотрудника Московского государственного университета А.С. Преображенского «Ранние изображения Владимирских святых: становление иконографической традиции» и искусствоведа-реставратора Л.Ю. Беловой «Особенности изображения Андрея Боголюбского в монументальной живописи XVII-XIX веков».

Мария Федотова.
 
 
 

 

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности