16 сентября 2019 Суздаль принимает фестиваль "Русский мир"

14 сентября 2019 года под звон колоколен Спасо-Евфимиева и Александровского мужских монастырей, Покровского женского монастыря и передвижной звонницы для мастер-классов на берегу реки Каменки началась суздальская часть фестиваля "Русский мир".

15 сентября 2019 Во Владимирской области открылся фестиваль «Русский мир»

13 сентября 2019 года начал свою работу фестиваль "Русский мир" во Владимире. Мероприятие, проходящее под эгидой Русского Народного Собора, стартовало с обращения митрополита Владимирского и Суздальского Тихона.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Сентябрь
201820192020
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

Главная / Новости / В Боголюбском женском монастыре прошли ежегодные Андреевские чтения

В Боголюбском женском монастыре прошли ежегодные Андреевские чтения

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

12 июля 2019 года, в день памяти убиения святого благоверного князя Андрея Боголюбского, в Боголюбском женском монастыре Высокопреосвященнейший митрополит Тихон возглавил ежегодные Андреевские чтения.

В мероприятии приняли участие заместитель председателя Законодательного собрания Картухин В. Ю., доктор геолого-минералогических наук профессор Дмитриев В. В., профессор Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства доктор политических наук Евстифеев Р. В., заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, эксперт-криминалист Фурман М. А., заслуженный художник России владимирский скульптор Черноглазов И. А., архитектор Усенко Е. М. духовенство и монашествующие Владимирской епархии. 

После осмотра новоосвященного храма-часовни в Боголюбском соборе митрополит Тихон благословил проведение конференции, посвященной памяти благоверного великого князя Андрея Боголюбского и произнес вступительную речь:

«Всечестная матушка игумения, дорогие отцы, братия и сестры! Сейчас уже стало входить в традицию, когда в дни памяти великих церковных деятелей – наших благочестивых предков мы не только совершаем богослужения, но и проводим научные доклады.

В советское время история была у нас, так сказать, оккупирована.Правительство, конечно, делает очень важные шаги, чтобы церковную историю вернуть во всероссийскую и историческую канву. Например, в Москвена ВДНХ устроен исторический парк «Россия и моя история». Там наглядно видно, какв российскую историю возвращена церковная тема. И каждый для себя открывает очень многое. Смотришь на те великие личности, которые потрудились для нашего народа, для нашей страны, и гордость берет за своих великих предков, за свою Родину.

Какие были у нас правители, начиная со святого князя Владимира, который из языческой сделал Россию Православной. Напрашиваются выводы, что это был не просто выбор веры, как мы читаем в некоторых источниках: приходили разные люди, предлагали свою веру и князь выбирал и взвешивал то или другое. Нет, на самом деле это был особенный выбор нового цивилизованного пути. Князь Владимир смотрел и анализировал, какие плоды будет давать эта вера. Поэтому не только богослужебные книги приносились из Византии и переводились на славянский язык, а на всюрусскую культуру, прежде всего, была наложена калька Византийской культуры. Принесено былои пение, и литература, и поэзия, и иконописание, и архитектура, т.е. все художественное творчество. Переводились на славянский язык и учебники по различным наукам.

Главные базовые духовные ценности были заложены после крещения Руси, центром русской цивилизации тогда стал Киев, и для нас было очень важно пойти именно этим Православным путем, потому что тогда мы вошли в семью христианских народов Европы, которая в то время уже была передовой на всей планете. Открываются школы и библиотеки при монастырях и храмах, что было очень важно в то время. Налаживается культура книгочтения, ведется летописание. Мы знаем одного из первых – преподобного Нестора летописца.

И воинство становится уже совершенно другое – меняется психология, появляется православноевоинство. Мы знаем святого Илию Муромца, нашего земляка, который проявил себя на юге, сражаясь с кочевниками под Киевом. Но чем отличался православный воинтого времени от воина языческого?Вот, допустим, варяжские князья с их дружинами были призваны на Русскую землю. Варяги-язычники были, прежде всего, беспощадные и страшные воины, которые когда завоевывали города – уничтожали всех от мала и до велика, а христианство, конечно, смягчило эту воинскую агрессию. Воинская доблесть стала не убийством ради убийства, ради грабежа, а военные действиястали приобретать больше оборонительное значение, или помощь тем малым народам, которых обижали сильные соседи. То есть по принятии христианства изменились духовные основы страны. Мы знаем, что в водах Днепра первой крестилась именно дружина князя Владимира, его воинство, подавая пример народу.

Мы можем проследить путь христианизации Руси от равноапостольного князя Владимира к святому князю Андрею Боголюбскому, юбилей мученической кончины которого мы сегодня отмечаем. Она состоялась вскоре после того, как он перенес сюда, на Владимирскую землю, и политический, и духовный центр из Киева. Многие вспоминают сейчас его слова, упомянутые в летописи, когда он говорил о деструктивной роли, которую со временем стал играть Киев в русских землях. Почему он отсоединился от Киева? Потому что Киев все время сеет междоусобные брани, и надо от этого города обособляться.

Князь Андрей Боголюбский попытался создать новую Русь, Русь, которая была бы под сугубым покровительством Пресвятой Богородицы. Поэтому он и Ее икону забирает с собой из Киева, и мы можем предположить, что он действовал по откровению Пресвятой Богородицы, Которая именно это место возлюбила, где мы сейчас находимся. Не в городе Владимире остановилась эта икона, а именно здесь, в пустынной сельской местности, почему? Наверное, чтобы показать, что не только город Владимир Она возлюбила, а всю эту Северную русскую землю, где и пожелала остаться.

Саму историю жизни святого князя Андрея вы знаете, нет смысла ее пересказывать. Но что послужило поводом к его убийству? Он заключил договора с мордовскими, угро-финскими племенами, которые здесь проживали, и ввел публичную казнь – порку на площади, кнутами пороли тех, кто нарушал нравственный закон. По одной из версий, его приближенные, «кучковичи», которые были язычниками, возненавидели великого князя Андрея за это и решили убить. Но мы, как христиане,знаем, что далеко не каждый человек может так закончить жизнь. Это всегда был у христиан самый высокий ранг кончины, потому что человек, который удостаивается мученического венца, занимает место у Престола Божия. Самый близкий к Его Престолу тот, кто своей кровью запечатлел верность Христу, верность христианской традиции.

Когда поем тропарь всем святым, там есть такие слова: «Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися…», то есть, как драгоценными одеждами украшается Церковь Христова кровью мучеников за веру Христову. Мы сегодня не только вспоминаем исторические события, связанные с перенесением столицы из Киева во Владимир, но и молимся святому князю Андрею Боголюбскому, поминая его кончину в вере и благочестии. Просим его, чтобы воздохнул он о нас грешных у Престола Божия, дабы нам исправить свое житие и настроиться на христианский образ жизни, не взирая нато, что происходит в этом мире. ВСвященном Писании сказано: «Взирайте на кончину наставников ваших и подражайте их вере».

Вот некоторые говорят, почему же так много всяких нестроений в обществе, особенно много нападок на нравственность, на церковь, целенаправленно подрываются основы церковной жизни, а о настоящих преступниках умалчивается. Наступление на церковь идет всевозможными способами, различные нецензурные фильмы, провокационные спектакли, на частных площадках показывают всякие вещи, которые развращают народ и отдаляют от нравственности. Почему это Господь допускает? Да потому, что очень мелкое сито для прохождения в Царствие Небесное! Много соблазнов Господь допускает для того, что бы мы среди этих соблазнов, среди этих поисков человеческого земного счастья избрали Христа, с Его страданиями, со скорбями, с трудностями, с голодом и холодом, чтобы мы поняли, что не еда и питье составляют в душе человека Царство Небесное, а именно радость во Святом Духе.

Мы считаем за счастье, когда человеку радостно, приятно жить. Но истинную радость и счастье земного бытия дает только приходящая в душу человека благодать Божия. Когда разум человека соединяется с разумом Божиим, тогда все устраивается в сердце человека. Поэтому мы и говорим, что земное благополучие не достижимо, если речь идет только о материальном, и достижимо, если говорить о духовном.

Посмотрите – на иконостасе, на иконах нимбы, светящиеся кружочки над головами святых –это как раз говорит о цели нашей христианской жизни, о соединении ума с Божественным разумом, когда человек обретает всю полноту жизни. Те, кто стремится к богоподобию в своей жизни, понимают это и достигают святости. А кто не работает над душой, а стремится делать только что-то земное, как правилоприходит в тупик, его путь ведет в пустоту. Поэтому, поминая святого благоверного князя Андрея, будем просить  его молитв, что бы Господь открыл нам правильный путь, правильную цель, и правильный смысл жизни.

Когда беседую с молодежью, всегда начинаю с этого – в чем смысл жизни. Те же думают: «Вот сейчас пришел священник, скажет нам – становитесь на колени и молитесь». Но прежде, чем молиться, обращаться к Богу, надо осознать – для чего мы это делаем? Почему наш жизненный путь, который был до сих пор, до познания Христа, неверный? А оказывается, что наши великие предки: и полководцы, и политики, и крестьяне, и рабочие достигали Царствия Небесного. И все, что они созидали с Божией помощью, мы до сих пор считаем ценностью. Даже разрушенные храмы поражают своей красотой и величием. Но если это не посвящено Богу – картина там, или произведение какое-то литературное, это все быстро забывается, это чтение одного дня. А вот то, что действительно классическое, духовное, что созидает душу человека, открывает и утверждает ему путь к Небу, то относится к вечным ценностям. Так я думаю, что на земле еще долго будет приоритет вот этих вечных ценностей над всякой земной шелухой, которую нам в изобилии предлагает нынешнее время. И наш покровитель святой князь Андрей насаждал на Руси эти вечные ценности.

Поэтому желаю всем приятного и полезного проведения этой конференции. Дай Бог, чтобы в сердце каждого из нас еще больше разгорелся этот огонек благодати Божией. Успехов, всего доброго, помощи Божией, с праздником!»

Затем приветственное слово было предоставлено Картухину Вячеславу Юрьевичу, заместителю председателя Законодательного собрания Владимирской области, который от администрации области поблагодарил владыку за активную работу с владимирской молодежью по ее просвещению и воцерковлению. Он также всех поздравил с праздником и сказал  о том, как важно помнить и знать свою историю, ибо сегодняшние события на Украине лишний раз подчеркивают, как далеко смотрел князь Андрей Боголюбский, перенеся центр русской государственности во Владимиро-Суздальскую Русь, на что было явное Предопределение Свыше.

Потом старший священник монастыря иеромонах Герман произнес проповедь о новоосвященном храме, и вообще о смысле и цели освящения храмов: что они строятся для людей, для того, чтобы было, где исповедоваться и причащаться, совершать церковные таинства, ведь главное – строить храм души. Как раньше говорилось: «Храм не в бревнах, а в ребрах», о том, что в антиминс на престол вложены мощи святой мученицы Афанасии, которая теперь тоже является наравне с князем Андреем покровительницей этого храма.

Прозвучали доклады профессора Дмитриева Виктора Викторовича,доктора геолого-минералогических наук, о состоянии сохранившихся в Боголюбском монастыре княжеских построек XII века, чтобы уберечь храм и княжеские палаты от плесени и сырости, необходимо их откопать до уровня  XII века, а также о монастырском источнике, проведенных работах по его расчистке и укреплению крепостного склона;

И профессора Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства, доктора политических наук Евстифеева Романа Владимировича о роли благоверного князя Андрея в истории становления русской государственности и православной церкви, что это непочатый край для изучения и исследования на многие годы.

Затем выступил заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, эксперт-криминалист Фурман Марк Айзикович, рассказавший про неоднократно проводившиеся исследования  мощей благоверного князя Андрея Боголюбского, о том, что в облике князя не было никаких монголоидных признаков и он был очень хорошо физически развитым человеком, даже привел интересные подробности: рост князя 172–174 см, размер обуви 41–42, размер головного убора – 59 и типично славянские черты лица.

Продолжил тему про облик князя заслуженный художник России владимирский скульптор Черноглазов Игорь Алексеевич. Совместно с архитектором Усенко Евгением Михайловичем они представили проект памятника князю Андрею, выполненный в технике компьютерной визуализации на местности. Памятник, изображающий князя верхом на коне, развернут в сторону монастыря и поставлен на специальном постаменте над сохранившимися крепостными валами XII века – остатками укреплений княжеского замка.

Заключительным был доклад секретаря монастыря монахини Евпраксии: История установления князем Андреем праздника Покрова, древняя Боголюбская икона Божией Матери, написанная как раз к этому празднику, русские князья и цари, сверявшие свою жизнь с деяниями князя Андрея – об этом и многом другом из истории Боголюбской обители подробнее можно будет прочесть в готовящейся в печать новой книге о монастыре.

Конференция в Боголюбском соборе была завершена пением молитвы «Достойно есть».

Святый благоверный великий княжеАндрее, моли Бога о нас!

Пресс-служба Боголюбского женского монастыря.
Фото Всеволода Перепёлкина.
Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности