16 сентября 2019 Суздаль принимает фестиваль "Русский мир"

14 сентября 2019 года под звон колоколен Спасо-Евфимиева и Александровского мужских монастырей, Покровского женского монастыря и передвижной звонницы для мастер-классов на берегу реки Каменки началась суздальская часть фестиваля "Русский мир".

15 сентября 2019 Во Владимирской области открылся фестиваль «Русский мир»

13 сентября 2019 года начал свою работу фестиваль "Русский мир" во Владимире. Мероприятие, проходящее под эгидой Русского Народного Собора, стартовало с обращения митрополита Владимирского и Суздальского Тихона.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Сентябрь
201820192020
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона после всенощного бдения в Спасо-Преображенском храме города Владимира

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона после всенощного бдения в Спасо-Преображенском храме города Владимира

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

18 августа 2019 года, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском храме города Владимира. По окончании богослужения Владыка обратился к верующим со словом.

Ваше высокопреподобие, дорогие отцы, братья и сестры!

Благодарю за поздравления, именно в день Преображения, 29 лет назад, я был рукоположен во епископа и послан на Новосибирскую кафедру, где провел более двадцати лет. Конечно, для меня это особый праздник, и хотелось бы сказать о его значении, ведь в церкви все устанавливается с глубоким смыслом.

В Преображение освещаются плоды, и некоторые думают, что это для того, чтобы только покушать. Но этот праздник говорит нам о плодах духовной жизни. Ведь Господь преобразился перед учениками незадолго до Своих Голгофских страданий и сказал им: ״Некоторые стоящие из вас увидят Царство Божие, пришедшее в силе״. Оказывается, в это Царство Божие войдут те, кто, как и Господь, преобразится, в духовном смысле станет богоподобным существом. Господь как истинный Бог и истинный человек показывает ученикам эту славу Небесного Царства. Мы знаем, что праведники в этом Царстве просветятся, как солнце.

Учение о Божественном свете мы можем найти и в Ветхом Завете: когда пророк Моисей сошел с горы Синай после беседы с Господом, его лицо сияло, как солнце. В нашей отечественной истории такое озарение Святого Духа было с преподобным Серафимом Саровским, это увидел Н.Н Мотовилов. Был спор между католическими монахами и православными о происхождении этого света. Когда католический монах Варлаам прибыл на Афон, то афонские старцы рассказали ему, что, совершенствуясь в чтении Иисусовой молитвы, они видят это Божественный нетварный свет, чему Варлаам не поверил, так как в католической церкви была потеряна эта духовная традиция. Преподобный Симеон Новый Богослов писал гимны о Божественном свете, вы сейчас можете найти и почитать удивительные песнопения, посвященные ему. В них есть слова: ״Кто сказал, что нельзя стяжать Божественный дух? Кто сказал, что нельзя увидеть Божественный свет״, ‒ все это можно. Как говорил преподобный Серафим Саровский, нужна решимость. Святитель Феофан Затворник, когда составлял «Добротолюбие», переводил творения греческих отцов-исихастов на русский язык, то не стал включать слово «обожение», преображение человеческой личности, чего достигали отцы в древности, потому что сомневался, что современный человек может достичь этого высшего духовного состояния.

Как наступает это преображение, проникает в человека Божественный свет? Он сразу сеется, как искра Божия, в человека во время крещения. Постепенно он возрастает. Если человек стремится к исполнению Заповедей, то искра Божия разжигается в нем в пламень Божественной любви, Святой Дух изобильно нисходит на человека. Есть и сами этапы, которые мало кто знает, это особая духовная жизнь, которой посвящают себя монахи. Первое, что вручается им при постриге, ‒ это четки, по которым они должны читать, призывая Имя Божие. В миру не запрещается читать Иисусову молитву, но это трудно. Мы сначала все читаем по молитвослову утренние и вечерние молитвы, потом потихоньку можно прибавлять каноны и акафисты, поклоны,  пост ‒ все это фундамент духовной жизни. Потом люди начинают читать Иисусову молитву, призывать Имя Божие ‒ это уже другая ступень. Сначала человек устно должен читать, чтобы освящались уста этой молитвой. Когда человек призывает Имя Божие, сразу нисходит Божественная благодать, потому что Бог ‒ это Личность, мы, зная Его имя, можем обращаться к Нему непосредственно каждый со своими просьбами. Потом разум начинает включаться, когда разум очистился, эта благодать переходит в сердце. Поэтому сначала бывает молитва умная, потом сердечная. Она переходит в самодвижущую молитву, когда сама душа начинает читать эту молитву и у человека постоянно в мыслях Имя Божие. Потом открывается созерцательная молитва, когда человек видит духовный мир.

Враги Церкви в первую очередь стали бороться с этим богословским учением. Во Франции появились философы-вольнодумцы Вольтер и Дидро, они сами стали называть себя просветителями в противовес Церкви. Императрица Екатерина II дружила с Дидро и пригласила его в Санкт-Петербург, чтобы устроить дискуссию с митрополитом Платоном (Левшиным). Дидро начал с того, что сразу заявил, что Бога нет. Владыка усмехнулся, ответил: «Это не вы же сказали, это сказал еще в древние века святой псалмопевец Давид: ״Рече безумец в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро״ (Пс 13:1).

Мы понимаем, что, когда люди отрицают Бога, они растлеваются во всех своих делах и начинаниях, падает нравственность. Особенно сейчас, после 75-тилетней  борьбы с Церковью, как быстро падает нравственность в нашем народе, как много людей отходит от Церкви, как молодежь уже воспитана в духе вражды с Церковью Христовой. Потому что эти удовольствия, которые предлагает развратный мир, более привлекательны для молодежи, которая не имеет ни опыта жизненного, ни духовного опыта. До сих пор запрещено в школы нести Основы православной культуры, ‒ школьники должны выбирать. Но как я сам могу выбрать себе лекарство без рецепта врача? Получается, что людей лишают воспитания в основах своей православной традиции. Почему у нас семьи разрушаются? Потому что тоже нет нравственности. Семья должна пониматься как любовь, союз мужчины и женщины для рождения жизни, а у нас союз двух убийц,  у которых руки в крови, потому что решаются экономические проблемы за счет своей собственной семьи.

Это все ложный путь, ведь сам Христос сказал, что Он Путь, Истина и Жизнь. В суете забот нам не хватает времени читать Евангелие. Когда же мы будем изучать этот путь, по которому можно прийти в Царство Небесное? Ведь жизнь быстро пролетает: молишься ли ты или не молишься, работаешь или не работаешь, старость приходит незаметно. Самое главное, что мы на земле ничего не можем создать. Академик Д.С. Лихачев говорил о том, что без нравственности невозможно строительство государства. Мы не можем доверять политикам и даже ученым. Ведь многое в  человеческом обществе строится на совести ‒ вот он общественный язык, который нас соединяет в единое сообщество. Если я живу по совести, я предполагаю, что по совести живут окружающие меня люди. Мы предполагаем, что начальники трудятся для нас, а получается, что ничего не созидается в стране, потому что не хватает совести. Когда писателю А.И. Солженицыну вручали Нобелевскую премию, его спросили: «Что происходит в Советском союзе?». Он сказал одну фразу: «Люди забыли Бога».

Как человек развращенный создаст семью? Это же самое святое, малая церковь. Созидание семьи ‒ это будущее, как мы воспитаем молодого человека, такая и будет Россия. Говорят, чтобы был такой сын, как преподобный Сергий Радонежский, семь поколений святых людей должно быть. Все начинается с родителей. Если родители не поймут, в какую бездну вступают, слушая ложные учения, то и дети у них будут точно такие же. Ребенка не воспитывают, он воспитывается, усваивает семейную атмосферу.

Надо смотреть на те плоды, которые мы созидает в своем сердце. Что мы там собираем? Благодать Божию или там холодный ветерок. Мы говорим о любви в высшем смысле. В христианском понимании любовь ‒ это жертвенный подвиг, когда человек жертвует временем, здоровьем, деньгами ради семьи или ради отечества своего.

Сегодня задумаемся о тех плодах, которые мы принесем Господу в конце нашей жизни. Сейчас можно проверить себя, проанализировать. Малый суд мы совершаем каждую исповедь. Святые отцы говорили в своих учениях: «Кто я такой? Я грешник». Осознать себя грешником ‒ тоже нужна благодать Божия, понять, кто мы такие, для чего живем, расставить приоритеты, отдать их тем ценностям, которые действительно приведут нас на праведный путь.  

Пороки и страсти разрушают духовную жизнь человека, разрушают его разум. Разум должен соединяться с Божественным, Святое со Святым, как поем мы в во время литургии. Почему у святых такие же нимбы, как у Христа? Потому что они соединились с ним. Разум человека должен соединиться с разумом Божиим ‒ вот наша задача. Если человек обрел Бога, он обрел полноту своей жизни,  ему ничего больше не нужно, на остальное он смотрит, как на сопутствующее. Поэтому будем, дорогие братья и сестры, стремиться к такой жизни, чтобы эти плоды принесли пользу и нам, и всем окружающим людям. Да хранит вас всех Господь, с престольным праздником, духовной радости всем желаю!

Пресс-служба Владимирской епархии.

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности