14 ноября 2019 Паломнический Центр ИППО приглашает встретить Рождество Христово на Святой Земле

Паломнический Центр Императорского Православного Палестинского Общества организует поездку в дни празднования Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Святую Землю.

13 ноября 2019 Преподаватель семинарии стал участником научно-методического вебинара «Карты и схемы в фонде Президентской библиотеки»

13 ноября 2019 года проректор по научно-богословской работе Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии М.Я. Федотова стала участником научно-методического вебинара «Карты и схемы в фонде Президентской библиотеки», который прошёл на интернет-портале Президентской библиотеки.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Ноябрь
201820192020
пнвтсрчтптсбвс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона после всенощного бдения в Спасо-Преображенском храме города Владимира

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона после всенощного бдения в Спасо-Преображенском храме города Владимира

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

18 августа 2019 года, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском храме города Владимира. По окончании богослужения Владыка обратился к верующим со словом.

Ваше высокопреподобие, дорогие отцы, братья и сестры!

Благодарю за поздравления, именно в день Преображения, 29 лет назад, я был рукоположен во епископа и послан на Новосибирскую кафедру, где провел более двадцати лет. Конечно, для меня это особый праздник, и хотелось бы сказать о его значении, ведь в церкви все устанавливается с глубоким смыслом.

В Преображение освещаются плоды, и некоторые думают, что это для того, чтобы только покушать. Но этот праздник говорит нам о плодах духовной жизни. Ведь Господь преобразился перед учениками незадолго до Своих Голгофских страданий и сказал им: ״Некоторые стоящие из вас увидят Царство Божие, пришедшее в силе״. Оказывается, в это Царство Божие войдут те, кто, как и Господь, преобразится, в духовном смысле станет богоподобным существом. Господь как истинный Бог и истинный человек показывает ученикам эту славу Небесного Царства. Мы знаем, что праведники в этом Царстве просветятся, как солнце.

Учение о Божественном свете мы можем найти и в Ветхом Завете: когда пророк Моисей сошел с горы Синай после беседы с Господом, его лицо сияло, как солнце. В нашей отечественной истории такое озарение Святого Духа было с преподобным Серафимом Саровским, это увидел Н.Н Мотовилов. Был спор между католическими монахами и православными о происхождении этого света. Когда католический монах Варлаам прибыл на Афон, то афонские старцы рассказали ему, что, совершенствуясь в чтении Иисусовой молитвы, они видят это Божественный нетварный свет, чему Варлаам не поверил, так как в католической церкви была потеряна эта духовная традиция. Преподобный Симеон Новый Богослов писал гимны о Божественном свете, вы сейчас можете найти и почитать удивительные песнопения, посвященные ему. В них есть слова: ״Кто сказал, что нельзя стяжать Божественный дух? Кто сказал, что нельзя увидеть Божественный свет״, ‒ все это можно. Как говорил преподобный Серафим Саровский, нужна решимость. Святитель Феофан Затворник, когда составлял «Добротолюбие», переводил творения греческих отцов-исихастов на русский язык, то не стал включать слово «обожение», преображение человеческой личности, чего достигали отцы в древности, потому что сомневался, что современный человек может достичь этого высшего духовного состояния.

Как наступает это преображение, проникает в человека Божественный свет? Он сразу сеется, как искра Божия, в человека во время крещения. Постепенно он возрастает. Если человек стремится к исполнению Заповедей, то искра Божия разжигается в нем в пламень Божественной любви, Святой Дух изобильно нисходит на человека. Есть и сами этапы, которые мало кто знает, это особая духовная жизнь, которой посвящают себя монахи. Первое, что вручается им при постриге, ‒ это четки, по которым они должны читать, призывая Имя Божие. В миру не запрещается читать Иисусову молитву, но это трудно. Мы сначала все читаем по молитвослову утренние и вечерние молитвы, потом потихоньку можно прибавлять каноны и акафисты, поклоны,  пост ‒ все это фундамент духовной жизни. Потом люди начинают читать Иисусову молитву, призывать Имя Божие ‒ это уже другая ступень. Сначала человек устно должен читать, чтобы освящались уста этой молитвой. Когда человек призывает Имя Божие, сразу нисходит Божественная благодать, потому что Бог ‒ это Личность, мы, зная Его имя, можем обращаться к Нему непосредственно каждый со своими просьбами. Потом разум начинает включаться, когда разум очистился, эта благодать переходит в сердце. Поэтому сначала бывает молитва умная, потом сердечная. Она переходит в самодвижущую молитву, когда сама душа начинает читать эту молитву и у человека постоянно в мыслях Имя Божие. Потом открывается созерцательная молитва, когда человек видит духовный мир.

Враги Церкви в первую очередь стали бороться с этим богословским учением. Во Франции появились философы-вольнодумцы Вольтер и Дидро, они сами стали называть себя просветителями в противовес Церкви. Императрица Екатерина II дружила с Дидро и пригласила его в Санкт-Петербург, чтобы устроить дискуссию с митрополитом Платоном (Левшиным). Дидро начал с того, что сразу заявил, что Бога нет. Владыка усмехнулся, ответил: «Это не вы же сказали, это сказал еще в древние века святой псалмопевец Давид: ״Рече безумец в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро״ (Пс 13:1).

Мы понимаем, что, когда люди отрицают Бога, они растлеваются во всех своих делах и начинаниях, падает нравственность. Особенно сейчас, после 75-тилетней  борьбы с Церковью, как быстро падает нравственность в нашем народе, как много людей отходит от Церкви, как молодежь уже воспитана в духе вражды с Церковью Христовой. Потому что эти удовольствия, которые предлагает развратный мир, более привлекательны для молодежи, которая не имеет ни опыта жизненного, ни духовного опыта. До сих пор запрещено в школы нести Основы православной культуры, ‒ школьники должны выбирать. Но как я сам могу выбрать себе лекарство без рецепта врача? Получается, что людей лишают воспитания в основах своей православной традиции. Почему у нас семьи разрушаются? Потому что тоже нет нравственности. Семья должна пониматься как любовь, союз мужчины и женщины для рождения жизни, а у нас союз двух убийц,  у которых руки в крови, потому что решаются экономические проблемы за счет своей собственной семьи.

Это все ложный путь, ведь сам Христос сказал, что Он Путь, Истина и Жизнь. В суете забот нам не хватает времени читать Евангелие. Когда же мы будем изучать этот путь, по которому можно прийти в Царство Небесное? Ведь жизнь быстро пролетает: молишься ли ты или не молишься, работаешь или не работаешь, старость приходит незаметно. Самое главное, что мы на земле ничего не можем создать. Академик Д.С. Лихачев говорил о том, что без нравственности невозможно строительство государства. Мы не можем доверять политикам и даже ученым. Ведь многое в  человеческом обществе строится на совести ‒ вот он общественный язык, который нас соединяет в единое сообщество. Если я живу по совести, я предполагаю, что по совести живут окружающие меня люди. Мы предполагаем, что начальники трудятся для нас, а получается, что ничего не созидается в стране, потому что не хватает совести. Когда писателю А.И. Солженицыну вручали Нобелевскую премию, его спросили: «Что происходит в Советском союзе?». Он сказал одну фразу: «Люди забыли Бога».

Как человек развращенный создаст семью? Это же самое святое, малая церковь. Созидание семьи ‒ это будущее, как мы воспитаем молодого человека, такая и будет Россия. Говорят, чтобы был такой сын, как преподобный Сергий Радонежский, семь поколений святых людей должно быть. Все начинается с родителей. Если родители не поймут, в какую бездну вступают, слушая ложные учения, то и дети у них будут точно такие же. Ребенка не воспитывают, он воспитывается, усваивает семейную атмосферу.

Надо смотреть на те плоды, которые мы созидает в своем сердце. Что мы там собираем? Благодать Божию или там холодный ветерок. Мы говорим о любви в высшем смысле. В христианском понимании любовь ‒ это жертвенный подвиг, когда человек жертвует временем, здоровьем, деньгами ради семьи или ради отечества своего.

Сегодня задумаемся о тех плодах, которые мы принесем Господу в конце нашей жизни. Сейчас можно проверить себя, проанализировать. Малый суд мы совершаем каждую исповедь. Святые отцы говорили в своих учениях: «Кто я такой? Я грешник». Осознать себя грешником ‒ тоже нужна благодать Божия, понять, кто мы такие, для чего живем, расставить приоритеты, отдать их тем ценностям, которые действительно приведут нас на праведный путь.  

Пороки и страсти разрушают духовную жизнь человека, разрушают его разум. Разум должен соединяться с Божественным, Святое со Святым, как поем мы в во время литургии. Почему у святых такие же нимбы, как у Христа? Потому что они соединились с ним. Разум человека должен соединиться с разумом Божиим ‒ вот наша задача. Если человек обрел Бога, он обрел полноту своей жизни,  ему ничего больше не нужно, на остальное он смотрит, как на сопутствующее. Поэтому будем, дорогие братья и сестры, стремиться к такой жизни, чтобы эти плоды принесли пользу и нам, и всем окружающим людям. Да хранит вас всех Господь, с престольным праздником, духовной радости всем желаю!

Пресс-служба Владимирской епархии.

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности