20 октября 2021 Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 14 октября 2021 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил Божественную литургию в Покровском храме Свято-Никольского архиерейского подворья села Санино Суздальского района.
19 октября 2021 Состоялось открытие IX Международного фестиваля «Вера и слово» От Владимирской епархии в работе фестиваля принимает участие руководитель Издательского отдела епархии монахиня Евпраксия (Давидовская).

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Октябрь
202020212022
пнвтсрчтптсбвс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567

Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, братья и сёстры, всечестная матушка Настоятельница, всех поздравляю с престольным праздником этого святого храма – Всемирным Воздвижением Святаго Животворящего Креста Господня.

Вы знаете историю этого праздника, читали – это сейчас доступно. Смысл праздника, конечно, каждый раз нам нужно для себя уяснять. Для чего же нужен Крест, почему без Креста нет спасения, почему это Древо вдруг стало Живоносным и Спасительным?

Пришёл на землю Господь наш Иисус Христос и говорил о Себе, что Он Сын Человеческий, потом более прямо намекал, что Он пришёл как Спаситель мира. Но в Евангелии сказано, что не верили Ему даже родные братья – те дети святого старца Иосифа, которые были старше Его и видели, что Он творит много чудес, но в Него не верили. И мы слышали сегодня отречение высшего духовенства – архиереев иудейских от Христа, когда Пилат сказал: «Царя ли вашего распну?», то архиереи ответили: «Не имеем никакого царя, кроме римского царя – кесаря» (Ин. 19:15). Тем самым отреклись от Самого Бога, Которого ждали много поколений, так как знали, что самим людям невозможно избавиться от греха, проклятия и смерти. Только Бог может спасти всех. Но этого не случилось, потому что они ждали не того царя. Они ждали царя, который принесёт им хорошие деньги, чтобы у них были жилища хорошие, одежды хорошие, питание хорошее. Что и мы ждём с вами. Мы всё смотрим на царей, князей, а Церковь пением псалма на каждой Литургии нам напоминает: «Не надейтесь на князи и на сыны человеческие, в них же несть спасения» (Пс. 145:3).  Да, может быть, у них есть деньги, у них есть материальные ресурсы,  но спасение только в Боге.

И вот мы приходим в церковь Божию, мы знаем, что пришли во святыню. Потому что дома мы грешим, а здесь особое помещение, где нет скверны грехов, где пребывает Сам Бог, освящены престолы, на которых Он пребывает. Мы смотрим на иконы – это тоже святыни, слушаем Божественную литургию – это тоже святыня. А почему мы то или иное, вещь или деяние, или поступки называем святыней, святыми? Там где жертва принесена – там святыня. Мы сегодня чтим Крест Христов как Жертвенник Всемирный, на котором спасено человечество от греха, проклятия и смерти. Мы почитаем, лобызаем это Древо, поклоняемся – почему? Потому что, оказывается, эту любовь к Богу, которую мы имеем, эту веру надо доказать. Просто так Господь не принимает в Своё Небесное Царство всех подряд, а только тех, кто претерпит испытания, искушения или какими-то грехами, или гонениями от властей, или стеснениями в жизненных обстоятельствах. Читаем в Ветхом Завете: был праведный Иов. Он был богатый человек и многодетный. Господь решил его испытать, и отнял у него всё. Пришли его друзья, и говорят: «Похули Бога. Он у тебя всё отнял. У тебя ничего нет. Ты сидишь на гноище, струпья у тебя по всему телу, болезни. У тебя нет не еды, не близких, никого». А он говорит: «Нет, не могу я такие слова произнести против Бога». И будучи в таком беднейшем, труднейшем состоянии, он прославлял Бога.

И мы, если не исполнимся мужества, чтобы стоять с Христом, рядом с Крестом Христовым, как стояли Матерь Божия и Иоанн Богослов (которые и доныне изображаются рядом с Крестом Христовым), то, конечно, мы ничего не получим. Даже апостол Пётр, его особо никто не принуждал к отречению, какая-то служанка спросила: «И ты был с Ним?». Он ответил: «Нет-нет». И даже начал клясться и божиться, что он не был с этим Человеком. И предал Христа. Господь по Воскресении призывает всех учеников собраться, и говорит: «Ученикам скажите, и Петрови» (Мк. 16:7). Уже он не ученик. Он отпал от учеников. Он смалодушествовал, он потерял мужество духовное. Почему? Потому что понадеялся на свои человеческие силы. А что же остальные апостолы? Евангелие говорит, что до пятисот человек ходило за Спасителем. Все бежали. Иоанн Богослов тоже в страхе бежал, когда Христа пришли брать. Потому что не хватало этой Божественной силы, которую Сам Господь  даёт Своим последователям и ученикам. Они уже в Сионской горнице исполнились даров Святого Духа и пошли по всему миру, не взирая на скорби и страдания. И мужественно исповедовали Христа пред лицом даже других народов. Читаем мы, какая же участь ждала святых апостолов – кожу с живых сдирали, колесовали, четвертовали, заливали олово в рот. Мучили, как только могли – древние казни были как страшные зверства, издевательства над людьми. И они всё выдержали, сохранили верность Христу.

Мы в наших гимназиях для детей проводим урок Мужества, рассказываем, что же такое «мужество». Приводит пример наших военачальников и простых воинов, лётчиков и пехотинцев, и моряков – как они защищали нашу страну. Вот с таким же мужеством наши предки защищали Россию. И мы её называем «Священная наша держава». Она досталась нам даром, но она строилась кровью, слезами и страданиями наших святых отцов, которые защищали её. Они защищали не только речки и деревья, но защищали Православную веру, особый путь, особенный код цивилизации, особенное состояние духовной культуры, которая приводит человека к спасению, к Богу. И эту Святую Русь защищали наши святые предки всем своим существом: и душой, и телом. Поэтому и дошла до нас эта спасительная Христианская вера, и мы получили возможность спастись.

Сегодня, когда мы вспоминаем Крест Христов, вспоминаем слова Господа: «Кто не берёт крест свой и не идёт за Мной, тот Меня не достоин» (Мф. 10:38). То есть каждый из нас тоже должен нести свой жизненный крест. Все люди несут этот крест, но не все во имя Христово. Много у нас нищих, много больных, много несчастных людей, которые оказались за бортом этой  жизни. Они страдают и мучаются, но эти страдания – начало ада, адских страданий. Мы им сочувствуем, сострадаем. Но они, не имея веры во Христа, ничего не могут за эти страдания получить. А мы, хотя бы и небольшие  имея трудности, должны переносить их во имя Христово. И тогда, как христиане, все страдания, все несчастья в этой жизни, все болезни, все трудности, они засчитываются нам как ещё один шаг к вечности, блаженной вечности с Господом нашим Иисусом Христом, Который тоже нёс Свой Крест.

 Мы помним из Евангелия, как Христос остановился, упал под тяжестью Креста, идя на Голгофу. И женщины иерусалимские начали плакать, скорбеть, видя Его страдания. Тем более Он шёл после бичевания боевыми кнутами, которые рассекают всё тело. Весь был окровавлен. А Он сказал этим плачущим женщинам: «Плачьте о себе и о детях своих» (Лк. 23:28). И это действительно так. Мы должны больше переживать не за Христа – Он пришёл, чтобы пострадать и спасти нас, не имея греха. А мы, имея грехи, непонятно, куда попадём. Тем более этим грехом заражаем своих детей. Грех, как тяжкая болезнь, передаётся из поколения в поколение. Мы знаем, согрешили Адам и Ева, а всё человечество заражено грехом. И эта гнусная болезнь передаётся всем, особенно, от родителей к детям. Когда родители сами не живут нормальной христианской жизнью, убивают во чреве своих детей и приравниваются к убийцам, хотя никто этого, вроде, не видит и не знает. Когда берут чужое. Когда проводят в праздности или в развлечениях драгоценное время этой кратковременной  жизни. Тогда, конечно, они заражают  этим грехом и своих детей. И первые семена греха сеют родители. Они сеют гордость. «Учись хорошо, чтобы стать начальником, чтобы иметь большие деньги. Старайся не уступать никому – ты должен быть  лидером. Ты должен идти впереди всех». И как раз ребёнок повреждается самым главным сатанинским грехом – грехом гордыни. И потом уже искоренить этот грех трудно, очень трудно. И нужны большие усилия, чтобы встать на правильный путь.

Конечно, мы приходим в храм, не надеясь на свои силы, а на милость Божию, стараемся в храмах молиться, трудиться, чтобы Господь обратил на нас внимание, помиловал. И здесь более успешные люди молятся за тех, кто несовершенен. Но и самим надо трудиться. Говорят: «под лежачий камень вода не течёт» и «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Нам оставили правило святые отцы: надо призывать сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа и одновременно осенять себя крестным знамением. Почитайте житие преподобной Марии Египетской, которое мы читаем Великим постом. Она там говорит, и входы и исходы осенять, и себя, как можно чаще осеняйте Крестом Христовым. Крест Христов – это победа, Крест Христов – это мужество, Крест Христов – это спасительно Древо, осеняя которым себя, мы выражаем Господу свою готовность распинать свою плоть со страстьми и похотьми, вверять свою душу путеводительству Божию. Стараться все трудности, скорби, болезни жизни принимать как драгоценный дар Божий, который открывает нам двери Царства Небесного. Аминь.

Да хранит нас всех Господь под сенью Своего Животворящего Крестного Древа!

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности