25 октября 2020 В день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери митрополит Тихон совершил Божественную литургию

25 октября 2020 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил Божественную литургию в Архиерейском Богородицерождественском подворье села Придорожного Камешковского района.

24 октября 2020 Преподаватель семинарии принял дистанционное участие в XIV Феофановских чтениях 22 октября 2020 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошли XIV Феофановские чтения.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Октябрь
201920202021
пнвтсрчтптсбвс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678

Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день прославления преподобной Евфросинии Суздальской

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день прославления преподобной Евфросинии Суздальской

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Во имя Отца и Сына, и  Святаго Духа! Ваши Высокопреподобия и Преподобия,  дорогие отцы,  всечестная матушка Игуменья, поздравляю Вас с днём памяти преподобной Евфросинии Суздальской, желаю Вам помощи Божией в управлении обителью с сёстрами. Это трудное послушание, которое Церковь возложила на Вас.

Сегодня два больших праздника. Это праздник Суздальской земли: преподобной Евфросинии, которая подвизалась в этом монастыре и нашла здесь своё упокоение, и память Новомучеников и Исповедников Владимирской земли, которые тоже подвизались не только здесь, на этой земле, но и в других местах, куда были сосланы, где были посажены в тюрьмы, в лагеря. С одной стороны это печально – то, что столько людей пострадало от советской власти. А с другой стороны мы радуемся, что они, пройдя все испытания, победили грех и получили Царство Небесное.

Преподобная Евфросиния по меркам нашего  времени подвизалась давно: это XIII век. Прожила недолгую, но красивую духовную жизнь.

В своё время на Русь пришло несколько семей княжеских из Дании. Тогда столица у них была Роскилле. Пришли на Русь по просьбе наших соотечественников: нужны были князья, нужны были воины.

Однажды мне с митрополитом Питиримом, который был моим учителем в издательстве, пришлось побывать в Дании. Нас пригласила принцесса датская, которая была русской по происхождению. Я понял, почему русские пригласили варягов, пригласили датчан в помощь русским войскам. На этом приёме мы с владыкой Питиримом, хотя оба выше 1,8 метра, были самыми маленькими, потому что элита датская по 2 - 2,5 метра. Очень высокие ростом. А если в древности это ещё и воины были, то это была грозная сила. Мы знаем, что пришли три князя, сели в княжеских городах здесь, на Северной Руси. Один из родов, Рюрики,  потом  перешёл в Киев. И вот до самого конца этого рода, до Ивана Грозного, в каждом поколении, во всех ветвях родословного древа были святые. Ивана Грозного представляют как деспота, ужасного человека, но два его сына стали святыми: Дмитрий Угличский – святой мученик, Фёдор – царь Московский, святой. Закончился этот род двумя святыми людьми. Ивана Грозного мы чтим как первого русского Царя, создателя мощного государства, первого издателя и редактора книг, как церковного песнописца.

Преподобная Евфросиния Суздальская – она была невестой брата Александра Невского Фёдора, тоже происходила из рода Рюриков, и тоже прославилась в русском народе. Как она прославилась? Читаем в житии, что она делала? Казалось бы, ничего особенного: молилась, постилась, подвизалась, себя не жалела, себе не давала поблажек и достигала Царства Небесного.

Сегодня в Евангелии, которое мы читали, о 10 девах, из которых пять было мудрых, пять юродивых. Часть этих дев готовилась к встрече с Небесным Женихом, старались запасать елей, который по слову Серафима Саровского и есть благодать Божия. Одни девы заботились собирать эту благодать в сосудах своей души постом, молитвой, бдением, покаянием. А другие об этом не заботились. И вот, одни оказались с благодатью, а другие без благодати. Жених пришёл, закрыл дверь и не пустил тех, кто не сумел проявить свою волю, усердие к тому, чтобы достичь Царства Небесного. Так и мы, занимаясь суетой, делаем второстепенные дела и ничего не приобретаем для Царствия Небесного.

Многие говорят: как детей воспитать в вере? Смотришь: у православных людей дети занимаются тем же самым, чем занимаются дети людей, не знающих Бога. Иногда даже бывает хуже, что в православных семьях рождаются и воспитываются дети, которые становятся богопротивниками, становятся борцами с Церковью. Я уже столкнулся и здесь с примерами, когда дети священников с богословским образованием выступают против Церкви. Они пришли в Церковь не учиться духовной жизни, а учить. Поэтому что спрашивать с простых людей, когда священники не могут воспитать себе достойную смену – детей, которые будут за них молиться. Ведь это поколение маленьких людей – это наше будущее. Какими будут они, такая будет Россия. Это наши будущие молитвенники. Если мы не воспитаем их христианами, кто за нас будет молиться? На нас большая ответственная задача за новое поколение, ответственность за всю Россию.

Они думают, что каким-то другим путём можно получить Царство Небесное. Вот новые священники пришли, новые епископы в Церковь. Они говорят, что надо в богослужениях на русский язык перейти и всё будет хорошо, всё сразу наладится. Да ничего подобного! Для Царства Небесного нужен новый человек, нужно измениться самому под воздействием Духа Святого, и тогда слово наше для будущих поколений будет весомым. Они будут исправляться в духовной жизни при наших словах. А если мы сами ничего не приобрели, что же мы хотим спросить с наших детей. Также это в духовной жизни и в наших монастырях, и в наших сообществах российских. Многие думают, что Церковь устарела, всё там скучно, всё консервативно. Надо что-то новенькое. А новенькое, как правило, враг хорошего и ничего не приносит доброго. С одной стороны, жизнь не стоит на месте и необходимо обновление для нового поколения. Но надо понимать, что «новое – это хорошо забытое старое». Надо читать книги, которые сейчас издаются во множестве, надо читать святых отцов, которые были нашими сродниками по плоти и по духу и от них поучаться, что брать с собой в будущее, а что не нужно брать. Опыт Церкви мы должны усвоить, а не заменять чем-то новым, не проверенным веками.

Поэтому сегодня, вспоминая два таких больших события: жизнь святой преподобной Евфросинии Суздальской и память Новомучеников и Исповедников земли Владимирской – помолимся им, чтобы они пред Престолом Божиим походатайствовали за всех нас. Чтобы именно Божия благодать вразумила нас и направила на путь спасения, чтобы нам не придумывать от греховного разума свой путь спасения, а искать тот путь, который указан в Евангелии Христовом. Там Путь, Истина и Жизнь, как Сам Христос сказал. И новых, более правильных путей никто нам не укажет, чтобы этот путь был облегчённый, удобный. Нет. Путь ко Христу через Крест, через крестоношение, через подвиг. Только так можно наследовать вечную жизнь, наследовать спасение.

Сегодня желаю всем нам помощи Божией на этом пути, чтобы Господь молитвами преподобной Евфросинии Суздальской, молитвами всех Новомучеников и Исповедников земли Владимирской помог его нам найти и идти по этому пути спасения. Аминь.

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности