Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день празднования Рождества Христова

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день празднования Рождества Христова

Во имя Отца и Сына, и  Святаго Духа! Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, братья и сёстры, всех поздравляю с Рождеством Христовым и Новолетием!

Вчера вечером мы служили в Христорождественском храме Богородице-Рождественского монастыря и вспоминали святителя Афанасия Ковровского, нашего земляка, который трудился и здесь, в этом соборе. Он говорил так: церковные праздники не превращайте в развлечения, углубляйтесь в те чтения и пения, которые слышите в эти дни в храмах. И я призываю вас в эти святочные дни углубляться в текст Священного Писания, в повествование о Рождестве Христовом и Его жизни, для чего Он пришёл в мир. Потому что за всеми ёлками, за всеми колядками, подарками мы забываем о самом главном: для чего же Бог преклонил Небеса и сошёл на нашу грешную землю? И какова цель Его пришествия?

Вот Он пришёл на землю. Куда же Он пришёл? Евангелие повествует нам о пещере Вифлеемской. Вифлеем – дом хлеба. Божественный хлеб, Хлеб спасения пришёл на землю, и Он помещается в пещере. И мы вспоминаем слова Иоанна Предтечи, который говорил: «Уготовайте путь Господень, прямыми сделайте стези Ему» (Лк. 3:4 и Мф. 3:3). Где же пребывает Господь? В пещере. Пещера, по мнению святых отцов – это сердце человеческое. И что там находит Бог? Скот. Рогатые и хвостатые стоят – вот кем наполнено человеческое сердце, встречающее Бога, Который сошёл на землю. Сердце человеческое – вот престол, где любит обитать Бог. И храм мы строим по подобию тела человеческого: алтарь и престол – это сердце человеческое, здесь обитает Бог. Вместо этого уготована Сыну человеческому пещера для скота, даже места в гостинице не нашлось.

Вот эта вифлеемская пещера и есть сердце человека. Господь не гнушается, входит в эту пещеру для того, чтобы человека, далёкого от Бога, очистить, освятить, убелить, сделать богоносным, духоносным, богоподобным. И мы все в крещении получаем эту искру благодати Божией как вифлеемскую звёздочку, для того, чтобы она в течение жизни нашей возгорелась в божественное пламя Духа Святого и освятила наше тело и душу. Для того, чтобы человек стал христианином в полном смысле этого слова, как и говорит апостол Павел: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал 2:20). Воспитание человека для Царства Небесного – это процесс освящения личности и избавления от греха.

 Наша задача христианская – уготовать своё сердце для вселения Бога, для того чтобы Христос пришёл и поселился в нашем жалком сердце, чтобы сделать нас христианами, то есть подобными Ему. Поэтому сегодня мы должны углубляться в смысл слов Священного Писания, как же соделывалось наше спасение.

 Враг нашего спасения, конечно же, делает из всего развлечение, чтобы увести нас от самого главного – от истинного значения праздника. Мы говорим: торжество. Что же такое торжество? Слово пришло из глубины веков и означало торги в праздничные дни. Около храмов собирались купцы и прочий люд, торговали вещами, сладостями. Вот иногда и для нас праздник – это торжество материализма. А на самом деле праздник церковный должен быть праздником победы Духа Божия. Когда мы понимаем, что же такое Церковь, для чего же Бог приходит на землю, что должен делать человек, чтобы соединиться с Богом.

Бог есть любовь. Что только сейчас под этим словом не подразумевают. Что же такое любовь? На самом храме наши предки для нас показали, что же самое главное, не храм. Храм – это подножие креста, это Голгофа. Главное то, что на храме – Крест Христов, символ любви, символ спасения. Оказывается, что Любовь – это Сам Бог. И как Он это доказал? Жертвенным подвигом. Любовь – это жертвенный подвиг.

Это и в семье, если муж и жена совершают жертвенный подвиг ради детей, ради семейного союза, то тогда семья оказывается крепкой. Это уже не развлечение – семья, а именно жертвенный подвиг. Новые христиане рождаются в этом союзе двух любящих сердец. А у нас, как правило, это союз двух убийц, у которых руки по локоть в крови, в крови собственных детей. И мы называем это семьёй. Это не семья, это просто люди сошлись непонятно зачем, но понято, что они получат за такие дела в вечности.

Сегодня мы поём тропарь, в котором, я прошу обратить ваше внимание, говорится, что «возсиял миру Свет Разума», что «мы ныне кланяемся Солнцу Правды». Человеку обязательно нужен какой-то пример в жизни. И если нам говорят о чём-то великом, то говорим: иди и покажи сам, как надо делать. Вот Христос пришёл, говорит и показывает делом нам, что Он – Солнце Правды, что Он – Путь, Истина и Жизн. И Он призывает за Ним только идти. К сожалению, мы соблазняемся и ищем других лидеров, которые нас накормят, напоят, дадут земные блага. А для вечности нужен Христос. Нужен Тот, Кто открывает двери в Царство Небесное.

Вчера мы читали в Евангелии, что Христос наш Спаситель потому, что Он победил грех. Он спасает нас от греха. И тут враг рода человеческого подсовывает нам другое объяснение спасения. Нам говорят, что это спасение от болезней,  это спасение от экологических проблем, это спасение от экономических проблем. Потому что все мы, как люди, хотим есть, пить, одеваться, развлекаться, веселиться. А Евангелие нам говорит, что спасение от греха – вот самое главное, что делает и земную жизнь благополучной и открывает путь к вечной жизни. Христос нас только может спасти от греха. Мы все говорим, что необходимо воздерживаться от блуда, воздерживаться от злого языка, воздерживаться от своих порочных чувств, от разных зависимостей, привычек и греховных наклонностей. Но грех непобедим без Христа. Только когда приходит Спаситель – Он спасает и побеждает грех.

Побеждая грех, Христос даёт благодать Святого Духа, она «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Эта благодать Святого Духа приходит и преобразует человека. Он становится светло украшенной комнатой для Духа Святого. И Дух Святой поселяется, и Сам устрояет всё, к чему мы стремимся. Неосуждение, воздержание, веру, кротость, радость – вот какие плоды даёт вселение Духа Святого.

Если у нас этого нет, если мы не можем воздерживать свой язык, свои чувства, свои эмоции – значит Дух Святой не поселился в нас, значит мы ещё люди далёкие от внутренней жизни Церкви. Может мы и ходим в храм, но отстоим от Бога далеко. Господь говорит так: «Эти люди чтут Меня устами, но сердца их далеко от Меня» (Мф. 15:8).

Мы сегодня говорим о Разуме Божественном, о Просвещении: «возсия мирови Свет Разума». И это извращено в нашей жизни. Появились в XVIII веке люди – богоборцы, борцы с Церковью Христианской, которые себя называли «просветителями», среди них Вольтер, Дидро. А христиан называли мракобесами. Мол, в Церкви одна темнота и невежество, а они на основании науки просвещают род человеческий. На самом деле, мы эти праздники: Рождество Христово и Крещение (когда-то это был один праздник) – называем Днём Светов, Днём Просвещения, Днём Богоявления. Потому что только Христос есть Свет миру. Он открывает наш разум к разумению Священного Писания, к разумению истинной цели и смысла жизни, Он открывает путь жизни, путь ведущий к Небу.

Потому что если нет вечной жизни и побеждает здесь смерть, если всё кончается на земле, то нет смысла в жизни каждого человека и в существовании всей человеческой цивилизации. Потому что никто и никогда не вспомнит, что была такая крохотная Земля в десятках миллиардов звёзд и планет, на которой жила когда-то человеческая цивилизация, к чему-то стремилась, что-то хотела сделать, но всё это исчезло бесследно.

Нет с этим не мирится человеческий разум. Обязательно есть вечность. И к этой вечности ведёт нас Христос Бог, пришедший ныне на землю. Мы верим, что за свою жизнь и дела каждый ответит пред Богом. И мы говорим о том, что Он просвещает разум человеческий. На иконах мы видим нимбы вокруг голов святых – это божественный, просвещённый разум, когда душа человека соединяется с Духом Божиим и человек становится богоподобным, духоносным, светоносным существом, ему открываются тайны духовной жизни. И мы это видим на примерах святых отцов, которые воплотили Евангелие Христово в своей жизни, которые показали нам пример, как надо достигать Царство Небесное, как надо трудиться, что надо делать для того, чтобы  быть со Христом. А раз мы со Христом, значит мы обязательно получим и то Небесное Царство, которое Он через Крест получил у Отца нашего Небесного. Аминь.

С праздником! С Рождеством Христовым!