22 сентября 2020 Митрополит Тихон возглавил заседание Владимирского отделения ИППО

22 сентября 2020 года в здании Владимирского государственного университета имени состоялось заседание Владимирского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

21 сентября 2020 В Богородице-Рождественском монастыре города Владимира отметили престольный праздник

21 сентября 2020 года в Богородице-Рождественском монастыре города Владимира состоялись торжества, посвящённые престольному празднику.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Сентябрь
201920202021
пнвтсрчтптсбвс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
567891011

Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день памяти пророка Илии

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день памяти пророка Илии

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Ваши Преподобия,  дорогие отцы, братья и сёстры, всех поздравляю с днём памяти святого пророка Божия Илии!

 Особый пророк и, мы знаем,  предтеча второго Пришествия Христова. И в земной жизни Спасителя являлся Ему на горе Фаворе, беседовал с ним и пророком Моисеем об Исходе Спасителя. И сейчас мы его почитаем как великого пророка, который получил дерзновение у Господа управлять даже небесными стихиями. Но мало кто знает, когда же он жил. Жил он 3000 лет назад. И главное его деяние для нас с вами, что он открыл церковные школы для детей. И это произошло 3000 лет назад, поэтому у церковных школ очень древняя история. Эти школы, которые открыл пророк Илия, назывались пророческими. Оттуда выходили  пророки – помазанники Божии, которые знали прошедшее, будущее, которым была открыта совесть каждого человека. Они могли обличить человека, сказать ему его недостатки, потому что сами мы себя оправдываем, всё прощаем сами себе, и поэтому в таком положении человеку трудно исправиться, покаяться и встать на правильный путь жизни.

И вот, пророк Илия ходил, проповедовал и понял, что очень важна школа. Если школы не будет, то не будет никакой духовной жизни. Хотя бы лидеры церковные  должны знать всё духовное учение по порядку. Поэтому и для нас важны эти школы: и воскресные, и гимназии, и семинарии. И оттуда уже выходят люди, которые знают, правильно понимают и сохраняют святоотеческое православное вероучение. Каждый монастырь и каждый приход – это духовная школа.

Все мы знаем преподобного Сергия Радонежского (многие, наверное, бывали в Лавре). Чем же знаменит преподобный Сергий Радонежский? Он основал школу духовную. Эта школа его возродила Россию после монголо-татарского нашествия в XIV веке и духовно, и экономически, и политически.

И  поэтому, когда сейчас уже всё возможно, и открыты воскресные школы, а родители не отдают туда своих детей, и они учатся в обычной светской школе, то просто удивляешься, как же вы хотите из ваших детей получить полноценных членов Церкви, граждан государства воспитать. Государство ставит задачу воспитать совестливых и ответственных граждан, чтобы не полиция, прокуратура и следственный комитет разбирались с нашей деятельностью, а чтобы совесть контролировала каждого человека. Не убей, не укради, не пожелай плохого, чти своих родителей – это простой Закон Божий. Десять всего строчек – начинаешь спрашивать, даже священников, и не все по порядку могут называть, а уж если мирян спрашивать…  Вот я по монастырям часто езжу и спрашиваю: «Матушки, расскажите мне о Заповедях блаженств, какая же восьмая заповедь»? Все становятся в тупик. Как же мы должны соблюдать заповеди, если мы их не знаем? И почему они именно в таком порядке Спасителем предложены для нас, Его последователей? «Блаженные нищие духом» - до сих пор никто не может правильно понять, что же такое «нищета духовная». Некоторые говорят, что это чтобы все нищими были. Да не особо мы хотим быть нищими, все ищем и покушать хорошо, и одеться. А нищета духовная – это осознание, понимание того, что мы не имеем Духа Божия. Вот я понял, что Дух Божий не живёт во мне, и тогда я начинаю исправляться, каяться. Потому что грех – это препятствие к духовной жизни. Я на исповеди каюсь, и Господь прощает грехи, и получаю доступ к благодати Божией. Она не может в грязное сердце прийти, нужна исповедь, покаяние, анализ своей жизни, прощение грехов. И тогда благодать Божия приходит, когда человек раскается. С этого и проповедь Господь начал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф, 4:17). Покаялись – тогда благодать Божию в таинствах получаем, в исповеди, причащении, во всех других церковных таинствах. Тогда открываются очи души на  весь мир. Вот, архимандрит Кирилл Павлов, защитник Сталинграда, Герой Советского Союза, он рассказывал: в доме Павлова, во время жутких боёв он нашёл Евангелие обожжённое, опалённое. Когда прочитал от начала до конца – понял и смысл своей жизни, и смысл жизни нашей страны, и смысл существования всего человечества – всё там написано.

Начинаешь спрашивать на исповеди: читаете ли Евангелие? -  Батюшка, я то стираю, то готовлю, то убираю, - некогда Евангелие читать. Значит, есть у вас другие интересы: какие-то другие книги, телефон. Какое самое популярное чтение в России? Больше всего миллионными тиражами выписывают журнал «Бурда Моден». Не Евангелие. Всем хочется быть красивыми, богатыми.

Поэтому мы благодарим сегодня святого пророка Илию, что он открыл церковные школы. Духовной жизни тоже учатся в школе. Каждый храм – это школа благочестия. Поэтому мы готовим наших священников, хотя они молодые, но опыт черпают из книг, учебников, пособий по духовной жизни. Каждый год в семинарии изучают множество предметов. Всё это для того, чтобы они потом могли прийти и вам рассказать о духовной жизни.

 Что же такое жизнь духовная? Читаем у святых отцов, они пишут, что это терпение, что это трезвение, что это бодрствование, внимание к себе, к своему внутреннему состоянию, к своему сердцу, своему разуму – что же там происходит. К чему же я стремлюсь, какими мыслями занята моя душа, какими чувствами преисполнено моё сердце, Божие ли это, нужно ли это для спасения или это так, суета, тлен, растление, материализм. Тогда чем мы отличаемся от коммунистов, которые говорили, что всё духовное не нужно, нужно только материальное. И, оказывается, христиане тоже Евангелие не читают, над  своими мыслями не рассуждают, к таинствам не приступают - и какая может тут быть духовная жизнь.

Поэтому мы стараемся в храмах поддерживать духовную школу, школу духовной жизни. Чтобы каждый христианин осознанно переступал порог храма, чтобы он осознанно дома совершал своё молитвенное правило, не так много требуется времени вечерние и утренние молитвы, каноны почитать, Евангелие. И те, кто встал на этот путь, они ощущают духовную жажду. Так же как нашему телу хочется воды попить или поесть, так и душа должна чувствовать недостаток  духовной пищи и стремиться пополнить свою душу исцеляющей благодатью Божией.

Вот мы стараемся исполняем Заповеди и доходим до восьмой заповеди. И какая же это  заповедь? «Блаженны изгнанные правды ради». Оказывается, что человек, который живёт по правде, живёт по законам духовной жизни – общество его начинает отвергать. И мы иногда удивляемся,  когда безбожники или люди других религий в интернете всякую клевету возводят на священников, на нашу Церковь Православную. Почему? Потому что  те, кто живёт по правде, гонимы бывают. Гонимы в своём отечестве. Пророк не приемлется в своём отечестве. Мы знаем, что пророк Илия какие скорби в жизни терпел: ни есть нечего было, ни жить негде было, всё время скрывался от своих гонителей. И в нашей стране какие были тяжкие гонения, жуткие, страшные, какими потерями обошлось нашему народу коммунистическое время. Начали срубать кресты с храмов. А что значит крест? Крест  - это символ любви. И любовь не в смысле эротики или любви к картошке. А любовь жертвенная. Потому что крест – это  жертвенник любви. Безгрешный Бог приходит на землю, распинается за наши грехи, Сам не имея в этом никакой нужды, никакого греха.

 Вот мы  приходим в храм и видим Распятие Христово. Это католики или протестанты молятся сидя, чтобы было комфортно. А ведь даже к простому земному начальнику приходишь и то не садишься, пока он не предложит. А здесь перед Распятием сесть и просить «подай, Господи», что Он – золотая рыбка? Мы приходим со своими грехами и хотим, чтобы Он простил нам прегрешения.  Приходишь к начальнику, он говорит: «присаживайтесь», а мы говорим: «да мы постоим, но исполните наше прошение, пожалуйста». Мы должны понимать, что в храм мы пришли не для того, чтобы себя помучить, а мы пришли, чтобы исходатайствовать прощение за все наши грехи. А чтобы их исходатайствовать, нужно ещё сознание иметь, что же мы натворили против Закона Божия, что не так мы в своей жизни совершаем – и это принести на алтарь покаяния пред Богом.

Поэтому сегодня пророк Божий Илия учит нас этому подвигу любви, жертвенному подвигу. Почему 75 лет прошло со дня Победы, а мы чтим наших воинов, которые были верующие и неверующие, разные? Но мы чтим их, и все идём с Бессмертным полком к мемориалам Славы, возлагаем цветы. Потому что они совершили подвиг любви. Они свои молодые жизни отдали ради наших жизней. И поэтому мы никогда не должны забывать этот подвиг. А тем более о Христе, который спас всё человечество, и теперь нужно только наше желание спасения.

Дальше следующая, девятая, заповедь: «Блаженны есте, егда поносят вам, и ижденут,
и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради». И последняя: «Радуйтеся и веселитеся,
яко мзда ваша многа на небесах». Вот она, «радуйтесь и веселитесь», когда вы прошли через Голгофу, через Крест. Когда вы вошли на гору Господню, гору Преображения, а там – Голгофа, там – Крест. Когда и через это прошли, тогда уже радость, которую никто у нас не сможет отнять никогда.

Отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с днём памяти великого пророка Илии. Желаю вам помощи Божией, успехов в духовной жизни, призываю слушаться священников, молиться за них, чтобы их Господь укрепил в пастырском делании. А священники молятся за всех нас и Бог им в помощь.

С праздником! Благодать Божия да пребывает со всеми вами!

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности