26 ноября 2020 В ВлГУ прошла онлайн-конференция «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука и образование»

В ВлГУ 18 ноября прошла онлайн-конференция «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука и образование»

24 ноября 2020 Преподаватель и студент семинарии приняли участие в Международной научно-практической конференции «Православное богословие: традиции и современность» 23 ноября 2020 года преподаватель и студент семинарии приняли участие в Международной научно-практической конференции «Православное богословие: традиции и современность» в Московской духовной академии

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Ноябрь
201920202021
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Во имя Отца и Сына, и  Святаго Духа! Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель, дорогие отцы, братья и сёстры, всех поздравляю с сегодняшним воскресным днём и преддверием праздника святого Архистратига Божьего Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Мы каждую Литургию вспоминаем трагическое событие, которое произошло на Небе, в духовном мире. Когда Господь создал ангельский мир, то главный архангел, который стоял у Престола Божьего – сатана – возгордился и сказал: зачем надо подчиняться Богу,  почему я не могу иметь своё царство? И отпал от Бога, возгордившись. Решил не подчиняться Богу. И увлёк за собой множество ангелов, так что ангельский мир начал падать и уходить вслед за сатаной. И тогда архистратиг Божий Михаил сказал слова, которые мы и за сегодняшней Литургией, и за каждой Литургией повторяем: «Станем добре, станем со страхом». То есть он удержал в добре остальных ангелов, которые не пошли за сатаной и не пали.

И какой же вывод мы делаем для себя из этого трагического события для ангельского мира? Что создание человека было особым риском. Мы читаем в Библии: «Создал Бог человека и раскаялся в сердце Своём» (ср. Быт. 6:6). Он создал разумных существ, богоподобных, подобных Себе, а люди уподобились скотам несмысленным. Потому что легче жить в образе обезьяны, свиньи, собаки и прочих, которые не знают Закона Божия, не знают Заповедей Божественных, данных для разумного существа. Их всего десять! Можно запомнить и не нарушать. Не тут-то было. Всем хочется нарушить, хочется быть подобным сатане: «А почему Бог мною командует? Почему бы мне самому не жить, как я хочу?» Но «как я хочу» не получается, ведь мысленный мир - для нас это тайна. И мы не знаем, что же творится в нашей голове, как устроен наш мысленный мир.

Святые отцы, которые были знатоки человеческой души, приобретали опыт через подвиг - они изучали свою душу. (А мы все похожи по своему духовному миру). Они говорили, что четыре мысли действуют в нас: мысль от Бога, мысль от дьявола, мысль от физиологии и собственная человеческая мысль – мысль души. И разобраться во всём этом очень сложно – кто же дал нам эту мысль. Мы стараемся, как только мысль пришла – её исполнить. А она может, так сказать, из разных источников прийти в нашу голову. Поэтому надо очень следить за тем, что происходит в нашей мысленной сфере, в нашем разуме, и, конечно же, сверять эти мысли с Евангелием и просить у Господа дар рассуждения. Святые отцы так и говорят: тот обрёл спасение, кто обрёл дар рассуждения. Что это за мысли, куда они меня призвали, чем закончится то дело, если я это исполню. И святые отцы удивлялись тому, как Господь сохраняет нас всех в благодати Своей, как премудро устроил, что дал нам 10 заповедей, которые прямо говорят нам: чти родителей, не убей, не укради, чти праздничный день – всё расписано, всё что нам нужно для спасения, всё там есть.

А оказывается, и этого мало. Эти 10 заповедей, это то, что отличает нас от животного мира. Потому что животные живут по инстинктам. Многим людям сейчас предлагается из телевизора, из других источников светских жить в грехе, сделать грех нормой.  Потому что люди антицерковные считают, что человек произошёл от зверя, поэтому к образу зверя его надо привести. А мы говорим, что человек произошёл от Бога, и надо человека возвысить до Божественного состояния, чему учит нас Церковь и святые отцы.

То, что праведники жили по этим нравственным законам – это правильно. А дальше, чтобы спастись, нужна святость. И вот девять Заповедей блаженств говорят о том, какой  должен быть христианин. Не ветхозаветный человек, а новозаветный – Христов человек, святой человек. Он должен уже жить и исполнять Заповеди блаженств, которые начинаются с осознания того, что Дух Божий не живёт в нас. «Блаженны нищие духом» - призывает Господь. (Мф 5:3) Они уже счастливые люди, они осознали, что Дух Божий не живёт в них. И идут дальше: «блаженны кроткие, блаженны плачущие, блаженны миротворцы, блаженны милостивые». И восьмая заповедь возводит нас к страданиям. Оказывается, чтобы удалить грех из нашей плоти, из нашей души – нужны страдания, скорби, слёзы. Нужны подвиги, иначе не получится ничего. Мы хотим сидя-лёжа получить Царствие Божие, но не получится. Господь призывает: отдай Мне своё сердце. И сердце надо отдать, чтобы получить взамен Царство Небесное, чтобы центр нашей жизни земной был посвящён Богу, тогда только мы можем надеяться на получение Царства Небесного.

Сегодня мы поучаемся у Архистратига Божьего Михаила, поучаемся  песнопениями этого воскресного дня. Мы слышали сегодня слова о Кресте Христовом, прославляли Воскресение. Но прежде, чем прославить Воскресение, мы говорим: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению. Если не будет этого Креста, не будет и Воскресения.

Я уже рассказывал про одного подвижника благочестия - отца Василия Золотухина. Вот он каждый день вставал на молитву в два часа ночи. Так как это тяжело, он никого не будил из общины, которая жила рядом с ним. Сам молился с двух до четырёх. В четыре утра поднимал всю общину. С четырёх до шести молились дома, а потом шли в холодный нетопленый храм. Мороз пробирал до костей. Примером ему, как он говорил, служили святые, которые достигали Царства Небесного кровью, слезами и страданиями. Так же он заповедовал и своим духовным чадам достигать Царства Небесного.

А это наши соотечественники, такие же люди. Я видел этого батюшку. Сам он майор в отставке, строгий, серьёзный человек. Видите, какие они оставили нам заповеди, как достигается Царство Небесное.  А мы думаем, что перекрестились, помолились - и всё благополучно. Нет, оказывается, надо потрудиться, чтобы получить это великое наследие, которое уже нам дано на Кресте Христовом. И нам надо немножко потрудиться в этой земной жизни, чтобы получить его. И также воспитывать своих детей, чтобы они не становились жертвами греховного мира, который не знает Бога, а чтобы для них интерес был в будущей, вечной жизни, чтобы пробудить в них интерес к преображению человеческой личности.

Спаси всех, Господи! С праздником!

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности