22 сентября 2020 Митрополит Тихон возглавил заседание Владимирского отделения ИППО

22 сентября 2020 года в здании Владимирского государственного университета имени состоялось заседание Владимирского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

21 сентября 2020 В Богородице-Рождественском монастыре города Владимира отметили престольный праздник

21 сентября 2020 года в Богородице-Рождественском монастыре города Владимира состоялись торжества, посвящённые престольному празднику.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Сентябрь
201920202021
пнвтсрчтптсбвс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
567891011

Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Ваши Высокопрепободия и Преподобия,  дорогие отцы, братья и сёстры, досточтимая матушка игуменья, именинница сегодняшняя – старшая сестра матушка Пантелеимона, всех поздравляю с воскресным днём и днём памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Вы, конечно, все читали житие святого великомученика и целителя Пантелеимона. Я вот хочу напомнить какой тропарь поём мы всем святым: «Иже во всем мире мученик Твоих,  яко багряницею и виссом,  кровьми церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже…» Видите, главное украшение Церкви – это кровь мучеников, которую они пролили за веру Православную, за веру в Господа нашего Иисуса Христа – Спасителя мира. И Сам Он ходил по земле, проповедовал только доброе, всем говорил, что открылось Царство Небесное, приблизилось к людям. Необходимо только покаяние – ничего больше Он не требует. Осознание своей греховной жизни, осознание своей нищеты духовной и, пожалуйста, Господь всех принимает в Царство Небесное и показал это на примере благоразумного разбойника. Только за одни слова покаяния и просьбу: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» Господь сказал: «Сегодня уже будешь со Мною в раю».

Казалось бы, всё просто. Но сегодня вы слышали, как сам Господь в Евангелии говорит своим ученикам: «Мир меня ненавидит и вас будет ненавидеть». И мы, действительно, видим это. И в советское время не всё было благополучно во взаимоотношениях Церкви и атеистического государства: гонения, притеснения, разрушения храмов, расстрелы ни в чём не повинных священнослужителей и мирян, преданных Церкви и Господу. И до революции не всё было благополучно: и издевались, и смеялись над духовенством, над Церковью. Хотя, вроде бы, была православная Россия, но  митрополит Санкт-Петербургский Антоний сказал: «Ни в одном государстве ни одна религия не терпит такого унижения как Русская Православная Церковь в православной России». И сейчас, вроде, перестроечное время, свобода – ни одна организация, ни одни руководители не критикуются так, как Церковь и священнослужители. Почему? Мы не от этого мира. И хотя мы стараемся к этому миру прилепиться, смотрим  на успешных людей этого мира (Господь сам сказал, что «сыновья века сего» успешнее «сынов света»), но у нас не получается. Потому что есть трудности: у них и деньги, и радио, и телевидение, и газеты, и журналы. А нам ответить даже нечем. Я вот с одной высокопоставленной женщиной беседовал, она говорит: «Церковь должна разъяснять народу о патриотизме, о дружбе, о том, что она хочет построить, как она ведёт деятельность». А я отвечаю: «Где я должен разъяснять, у нас ни радио, ни телевидения, ни газет, ничего нет и денег тоже». Кто, в основном, ходит в храм? В основном, пожилые люди, которые получают маленькую пенсию и на их средства и содержится Церковь. Да, бывает, появляются спонсоры, как их называют по церковному: благодетели, которые что-то строят, восстанавливают. Но, когда их спрашиваешь: «А вы- то почему не ходите в храм?» Отвечают: «Это мы для бабушек строим. Нам то это не нужно. У нас яхты, заграничные развлечения и всё такое».

Видите, в каких трудных условиях находится Церковь. Не зря Господь говорит: «Хочет кто за Мной идти – да возьмет крест свой». Если человек не рассчитывает, что хождение за Христом – это страдания, муки, унижения, это оплевания, заушения, как и Он Сам претерпел и показал, какой будет жизнь христианина из-за этих подвигов христианской жизни, когда надо всё вытерпеть, когда надо всем простить, когда надо всех любить, когда надо за всех молиться: и благотворящих нам, и обижающих, то это, конечно, очень и очень сложно. У всех нас есть гордыня, у всех есть чувство собственного достоинства, и нам хочется, чтобы нас хвалили, нам хочется, чтобы нас возвеличивали, чтобы сказали, что вот этот человек хороший. А вместо этого мы слышим упрёки, злоречия и унижения. Мы должны понимать: мы на правильном пути. Если это не по грехам, конечно. Бывает, что нас осуждают за грехи, говорят, вот христиане, а сами творят позорные дела, которые запрещает Закон Божий, которые недостойны верующего человека. Мы должны понимать, что когда нас поносят за наши преступления – это правильно, и нам надо исправляться, а когда за добрые дела – это похвально.

 За добрые дела иногда унижают и злословят нашу Русскую Православную Церковь в новой России. Даже американский идеолог З. Бзежинский какое решение выносит: «После падения коммунизма главный враг Соединённых Штатов – Русская Православная Церковь». Вы представьте, что мы сделали плохого для этой страны, которая находится за тысячи вёрст, за океаном, а они считают нас главными врагами. Не ракетные войска России, не танковые войска, а говорят: «верующие России – вот главные враги Соединённых Штатов Америки». Почему? Да потому что эта страна несёт все пороки в этот мир, несёт так называемую новую культуру, новые ценности, которые не являются христианскими ценностями. Поэтому мы должны всё это правильно понимать.

Сегодня мы поминали наших наставников, владыку Евлогия, (Царствия ему Небесного), отца Петра. И вот отец Пётр был красноречивый проповедник, я читал, слушал его проповеди, он замечательно говорил, говорил как офицер. Чтобы мы бодрстовали, молились, и говорил, что Господь дал нам молитву, покаяние, дал нам пост, возможность спасать свою душу, очищаться от всяких грехов. Призывал не медлить, а быстро использовать эти врачебные средства.

Вот вы видите на иконе святого великомученика и целителя Пантелеимона, память которого мы сегодня празднуем, он тут с коробочкой и с ложечкой. На самом деле, это не ложечка, это скальпель. Он ходил, лечил людей безвозмездно. Не брал ни с кого никакую плату. И этот ящичек – набор инструментов древнего хирурга, врача. Поэтому некоторые думают, что он ходил, причащал. Причащают священники, он не был священнослужителем, он был безмездным врачом.

Сегодня большой праздник престольный в нашем монастыре на Афоне – святого великомученика Пантелеимона. В 1988 году я был наместником Свято-Данилова монастыря и за восстановления монастыря и проведение праздника 1000-летия Крещения Руси, который проходил в Даниловом монастыре, меня послали впервые на Афон, в Свято-Пантелеимонов монастырь на престольный праздник. Мы приехали. Август - самый жаркий месяц в Греции. Ночью + 36. Жара невероятная. Никаких кондиционеров. Там электричество и дороги недавно только сделали. На пятом этаже кельи. Всё это строили наши предки – благочестивые иноки. В одной комнате полная комната бандажей. Это они делали на спине лесенку такую – этажерку и туда клали кирпичи, камни. И всё это на руках носили, строили эти пятиэтажные здания. Несколько тысяч наших монахов жили на Афоне.

И вот служба. Праздник великомученика. Там византийское время на Афоне, они сохраняют время Византийской империи.  В шесть часов вечера по условиям юга темнеет очень быстро и резко. Начали мы всенощное бдение под память великомученика Пантелеимона. Пели сербы – в Сербии изучается византийское пение. «Богородице Дево, радуйся» поётся полтора часа. Мы уставшие – целый день путешествовали. Хорошо, что там стасидии есть, там скамейка небольшой ширины – особо не посидишь. Служба шла 16 часов подряд. Это говорю для тех наших монахов, которые говорят, что тяжело, устаём, молимся много.

Почти все наши паломники ушли отдыхать в свои кельи. А мы с одним протоиереем – отцом Сергием Суздальцевым – решили: мы не пойдём. Может, раз в жизни мы молимся на Афоне, может быть, никогда уже на Афон не попадём. И вот мы с ним всё перетерпели: с 6 вечера до 6 утра Всенощное бдение шло. Потом начинается Литургия, надо надевать облачение. Облачение сделано к трёхсотлетию Дома Романовых. Рытый бархат, настоящая золотая нитка и тёплая подкладка, но от того, что батюшки там служат в жару, он сгнила и стала комками. Ощущение, что одеваешь железную кольчугу на ватной подкладке. И ещё четыре часа надо молиться, совершая Литургию. Одно желание – добраться до кровати, упасть и заснуть. Причастились, служба кончилась. Чин о панагии. Пошли в трапезную. И всё – никакого сна нет. Хорошее самочувствие. Казалось бы, после стольких часов молитв.

Слава Богу, что есть люди, которые всё это терпят, которые молятся, которые посвятили свою жизнь Господу и идут прямо по этому пути. И видите как: если кто стремится к совершенству, они проходят все эти Заповеди Блаженств, приобретают все качества святого человека. А когда мы всходим на гору Господню, то дальше Голгофа. Мы думаем, что там уже Царство Небесное. Но, оказывается, чем человек совершеннее, тем труднее у него испытания и даже до пролития крови.

Мы знаем, что с успехом выдержали испытания безбожной властью наши благочестивые предшественники. Что только не делали над нашими священниками, монахами и просто благочестивыми мирянами. Арестовывали сразу весь приход, всех, кто ходил не на Литургию – на всенощное бдение. Ссылали в лагеря, и они там претерпевали за Христа многие искушения, страдания. Но они говорили, что именно там шла молитва. Когда выпустили нас из лагерей, то и  молитва остановилась, и искушений много в миру. Потому что самое большое искушение – это свобода.  Когда мы в стесненных обстоятельствах: в пост, в монастырях ограничения, то в ограничениях легче спасаться в этом бушующем жизненном море. И вот пришли многие из лагерей и из ссылок и стали вести неблагочестивую жизнь. Потому что искушение свободой самое страшное. Надо самому себя держать в рамках, надо самому себя заставлять исполнять правила, надо самому исполнять Заповеди Божии, правила христианской жизни. А это очень сложно.

А когда есть матушка игуменья, которая скажет: «Поднимайтесь сёстры, пора на молитву», вечером: «Отдыхайте сёстры, вы устали, сегодня потрудились», она за всех заботится, о всём хлопочет, за всё отвечает, потому что она чувствует свою ответственность перед Богом за каждую вверенную ей душу.

Сегодня, вспоминая наших святых предшественников, вспоминая великомученика и целителя Пантелеимона, помолимся им, находящимся у Престола Божия, чтобы они за нас походатайствовали о нашем спасении. Они прошли все эти испытания и получили, что желали от Господа. Теперь нам нужно пройти этим путём. Не сможем мы отсидеться в тиши своих келий или тиши своих домов, чтобы не быть испытанными. Обязательно Господь каждого из нас испытает, на что мы годны. Что мы приобрели за это время. Приобрели ли мы мужество и терпение, приобрели ли мы смирение, приобрели ли мы любовь ко всем: и друзьям, и врагам нашим. Если у нас этого нет, то трудно нам придётся, потому что мирное время для Церкви бывает очень короткое, а потом будут трудные испытания, кровавые испытания и нам надо будет всё это претерпеть и не быть побеждёнными, а быть победителями. И Святая Церковь нас учит этому. Христос победил всё, и мы должны победить с Ним. Под Его Божественным водительством прийти к Царствию Небесному. А это наша христианская победа, победившая мир, вера наша.

С праздником! Молитвами великомученика Пантелеимона пусть Господь всех нас  помилует, спасёт и дарует нам доброе здоровье.

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности