Главная / Новости / Проповедь митрополита Владимирского и Суздальского Тихона в праздник Входа Господня в Иерусалим

Проповедь митрополита Владимирского и Суздальского Тихона в праздник Входа Господня в Иерусалим

Ваши Высокопреподобия, Преподобия, дорогие отцы, братья и сёстры, всех вас поздравляю с великим двунадесятым праздником – Входом Господним в Иерусалим!

Думаю, что все вы читаете святое Евангелие и знаете это повествование о том, как Господь сел на молодого осленка и поехал в Иерусалим с золотыми воротами, которые сейчас закрыты до Второго Пришествия (никто этими запечатанными воротами не ходит). И сразу подъехал к храму. И Евангелие повествует, что Он начал наводить порядок в храме.

 С чего начинается духовная жизнь? Особенно кто служит в храме, кто посещает храм, они имели к этому, во-первых, призвание, во-вторых, понимание кто они и кому служат и вели себя соответственно. Иногда мы, православные христиане, киваем головами на неверующих, которые не ходят  в храм, не верят в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые ведут себя не по заповедям Божиим. Но Господь, в первую очередь, спрашивает с  тех людей, которые находятся в храме. Мы думаем, что вот те нечестивцы не посещают храм, не приступают к таинствам, они ничего не понимают – вот они точно будут гореть в огне. А вот посмотрите, читаем в Апокалипсисе, Господь говорит: «О, был бы ты холоден или горяч, но ты тёпл, поэтому изглаждаешься из Книги Жизни». Оказывается, что если человек холоден к Богу и к духовной жизни – он ещё не вычеркнут из Книги Жизни, у Господа есть надежда, что он обратится как апостол Павел, как Мария Египетская, и он будет достоин Царства Небесного. А вот те, которые тёплые люди, и которые, как говорили отцы, «и не свечки, и не кочерёжки» - вот с этих людей первых будет спрос о духовной жизни, об исполнении заповедей, о всём том, что должен исполнять православный человек.

И поэтому сегодня, когда мы говорим: «Страна наша находится в бедстве» - в первую очередь именно мы, православные люди, посещающие храм, исполняющие заповеди, должны обратить на себя внимание, что же происходит в нашем разуме, в нашем сердце, в наших чувствах, в нашем поведении. Чтобы мы не давали соблазна другим людям.

Вот мы все думаем, как хорошо, если денег много, как плохо, когда этих денег нет. А оказывается – здесь проверяется наша любовь к Богу. Если человек пристрастился к деньгам, то, говорит Евангелие: «Не можете служить Богу и маммоне», то есть богатству, потому что «одного господина будете любить, а о другом нерадеть». Так и мы должны понимать, что всё начинается с нас, людей, которые посвятили себя духовной жизни, которые пришли в храмы и монастыри и которые хотят исправиться, покаяться и спастись, достигнуть Царства Небесного. Именно с нас спрос, чтобы мы не были лицемеры, чтобы имели вид не как фарисеи, постящиеся и молящиеся, а на самом деле, как говорил преподобный Серафим Саровский:  «монахи, если не совмещают молитву внешнюю с внутренней, то это чёрные головешки». Они никуда не нужны, это люди с сожженной совестью, почему он и называет их головешки, если они вид имеют молящихся, а на самом деле ничего из себя не представляют.

И Господь говорит о постах. Как Он говорит: «Постишься? Умой лицо своё, помажь волосы маслом», чтобы никто не замечал, что ты постишься. Потому что пост – это радость, пост – это спасение, пост – это умиротворение страстей, пост – это приближение к Богу. А когда мы стонем и не чаем дождаться, когда же кончится пост, чтобы скорее разговеться до сыта, то, конечно, тогда мы не являемся истинными христианами.

Поэтому сегодня особенный праздник, когда весь Иерусалим вышел на сретение Христово, когда весь Иерусалим радовался и кричал: «Осанна сыну Давидову, спасение в вышних!» И когда говорили Господу, чтобы ученики Его и народ окружающий прекратили так восклицать – Он говорил: «Камни возопиют, если я остановлю этих людей».

Так и мы сегодня: радость переполняет наши сердца, окончился Великий пост. Осталась только Страстная седмица, где мы будем сворачивать все постовые богослужения и приближаться к радостной и светлой Пасхе. Но мы должны понимать, что Пасха даётся через Крест. И вся Страстная седмица – это, можно сказать, Пасха страданий, Пасха, через  которую побеждена смерть страстью Христовой, страданиями Христовыми, побеждена смерть, проклятие и грех. И мы, совершая этот спасительный путь постовой должны понимать, что ни какие-то трудности переживали, а трудности борьбы с грехом, трудности борьбы со страстями, которые полностью взяли в плен наши души. И поэтому мы должны от этого избавиться страданиями Христовыми.

И эту Страстную седмицу особенно внимательно прожить, особенно потрудиться, подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн в Великий четверг, в воспоминание Христовых страданий Тайной вечери, потому что вечером будем 12 страстных Евангелий читать. И в духовной радости, в чистоте и святости встретить Светлое Христово Воскресение -всем этого желаю, дорогие отцы, братья и сёстры.

Вы знаете, что мы в трудных условиях встречаем Пасху Христову, но это не должно нас огорчать. Мы должны понимать, что это для нашей проверки Господь даёт. Это Господь проверяет: насколько мы укрепились в духовной жизни. И никто здесь не виноват – виноват грех, который живёт в наших душах. Как и говорит апостол Павел, что живёт не он, а живёт в нём Христос. А как до этого было, он говорит, что живёт грех, который надо победить, который живёт в нашей душе. И надо приложить усилия, чтобы остановить действия греха, искоренить грех из наших душ силой Христовой, страданиями Христовыми.

Поэтому и мы призваны нести каждый свой маленький жизненный крест без ропота, с терпением, со смирением, чтобы достигать духовного обновления и очищения.

С приближающейся Страстной седмицей и с сегодняшним праздником Входа Господня в Иерусалим. Спаси вас Господи, желаю всем доброго здравия!