4 июня 2020 Служение молебнов перед Боголюбской иконой Божией Матери График служения молебнов с водосвятием и акафиста у Боголюбской иконы в Свято-Успенском соборе г. Владимира духовенством кафедрального благочиния
3 июня 2020 Крестный ход с Боголюбской иконой Божией Матери прибыл в Успенский кафедральный собор

3 июня 2020 года, по традиции был проведен крестный ход с Боголюбской иконой Божией Матери из Свято-Боголюбского женского монастыря в Успенский кафедральный собор.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Июнь
201920202021
пнвтсрчтптсбвс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Главная / Новости / История Зосимовой пустыни

История Зосимовой пустыни

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

 zosimova_pustin_11_g.__2_.jpg                                                                                                                На три с половиной века отходит от нас история Зосимовой пустыни, «северной Оптиной», как называли ее в период наибольшей славы – первой четверти минувшего века.
 Житие самого преподобного Зосимы сплошь испещрено  знаками вопросов, ведь первые его записи были сделаны лишь полтора века после кончины старца, а сам он, возможно, «не разумел грамоте» или,  скорее всего, столь  погружен был в молитвенное делание и обустройство пустыньки, что и в голову не приходило вести какую-то летопись о столь обыденных делах. Но память народная сохранила  свидетельства о праведности, прозорливости, даре целительства – что объединено в ёмком и таинственном понятии «старец».
 zosimova_pustin_11_g..jpgСтарчество спокон века перешагнуло через монастырские стены, где служило окормлением новоначальных насельников более опытными монахами, и ушло в скиты, леса, пустыни в поисках затвора и молитвенного делания во благо спасения души. Однако, вопреки намерениям, уединение часто не обреталось, а, напротив, отшельник становился центром духовной жизни и паломничества. Тоже произошло и  с Зосимой. Уйдя из Троице-Сергиевой обители, дабы «побеждать демонские полки», он становится той лампадкой, на свет которой стекался сначала окрестный люд, а после и вся Московия. Достаточно сказать, что среди его духовных чад, была сестра императора Петра I, Наталья внесшая значительный вклад в создание пустыни. Однако после кончины отца Зосимы (1710-1713), обитель распадается, периодически возрождаясь и влача печальное существование. И только в последней четверти  XIX века начинает свою новую историю.
 Троицкий архимандрит Павел (Глебов †1901), назначает Строителем (официальный титул, писавшийся с заглавной буквы) монастыря гефсиманского иеромонаха Германа (Гомзина †1923), который приходит  в 1897 году на место нового служения с тринадцатью учениками. Через год к ним присоединяется бывший протопресвитер главного российского храма  Успенского собора Кремля – Федор Соловьев, ставший знаменитым Алексием Зосимовским (†1928). Это и был цвет Зосимовского старчества, притянувшего к себе среди десятков тысяч паломников будущих преподобномучеников, митрополитов, епископов, царственных особ.
 Преподобный Серафим (Чичагов) писал о том времени: «Со всех сторон потянулись сюда мирские люди, ища молитвы, покаяния, совета и утешения. В эти годы в монастыре получали духовное окормление… члены Императорского Дома, высшие сановники государства, иерархи Церкви. В Зосимову стекались сотни и тысячи богомольцев со всей необъятной России. Пустынь стала одним из духовных центров русского Православия того времени. Офицеры и чиновники, священники и монахи, крестьяне и ремесленники, промышленники и торговцы все они, мужчины и женщины, старики и молодежь, молодые супруги и юные девы, обновлялись духом, принимая  наставления старцев Зосимовой пустыни,  уносили с собой в мир ее особенный свет — отблеск Света Невечернего».
 Братия разогнанного в 1923 году монастыря, рассеянная вокруг Москвы, разнесла семенаzosimova_pustin_11_g.__1_.jpg зосимовского старчества по душам страждущих под большевистскими гонениями православных. Среди трех десятков монахов, чьи биографии известны после момента закрытия пустыни, нет ни одного не подвергшегося репрессиям. Помимо преподобных Германа и Алексия, чьи мощи сейчас покоятся в одной раке монастыря, были прославлены: преподобный Игнатий, преподобный Макарий, игумен Владимир, иеромонах Герасим – новомученики российские. С ними неразрывно связаны имена их сподвижников: благочинного обители иеромонаха Мелхиседека (Лихачева †1931) – похоронен в безвестной могиле Ваганьковского кладбища, иеромонаха Никодима (Монина †1937) - расстрелян и похоронен на Бутовском полигоне); иеромонаха Феодорита (Кудрявова †1937) – расстрелян и похоронен в Муроме; иеромонаха Софрония (Петрова †1937)) - расстрелян и похоронен в Иваново; иеродиакона Галактиона (Сергеева †1938) - расстрелян и похоронен  на Бутовском полигоне; послушника Евдокима Демидова (†1938) - расстрелян и похоронен  на Бутовском полигоне…
 Сгнинули в концлагерях Средней Азии иеродиакон Иоаникий (Каштанов †?) и иеродиакон Евфросин (Данилов †?).
 Остаются не выясненными обстоятельства и дата погибшего во время войны в тюрьме преемника старца Алексия - схиигумена Митрофана (Тихонова†?); не подтвержден трагический финал жизненного подвига отца Досифея (Шонина †?) -  духовника великого русского философа А.Ф. Лосева.
 Трагична и светла судьба Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Высок и ярок подвиг ее насельников, о коих молятся их сегодняшние преемники – братия возрожденного в 1994 году монастыря.

Историограф пустыни монах Аристоклий.

 

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности