Святитель Феофан Затворник
Проповедническая деятельность святителя Феофана Затворника на Владимирской кафедре
Святитель Феофан Затворник (†, память 10 января по ст. ст.) - один из величайших святых Православной Церкви. Его труды являются бесценным кладезем богословской, экзегетической и аскетической мысли. Жизнь Святителя, родившегося 10 января 1815 г., была наполнена активным служением Церкви. Он был ректором Киево-Софийского духовного училища (1841-1842), инспектором и преподавателем психологии и логики Новгородской Духовной семинарии (1842-1844), бакалавром по кафедре нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии (1844-1847), членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847-1854), преподавателем канонического права в Санкт-Петербургской Духовной Академии (1855), ректором Олонецкой Духовной Семинарии (1855-1856), настоятелем посольской церкви в Константинополе (1856-1857), ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии (1857-1859). В 1859 году святитель Феофан становится епископом Тамбовским и Шацким, а в конце августа 1863 года получает назначение на Владимирскую кафедру. К этому времени Святитель был уже известным писателем, прекрасным руководителем, организатором и ревностным борцом за чистоту веры и нравственности.
На Владимирский кафедре святитель Феофан развернул привычную активную деятельность. Он часто служит, проповедует, подвигает к ревностному пастырству священство, организует систему катехизаторства под управлением Цензурного комитета при Духовной консистории, заботится о духовно-учебных заведениях, открывает церковно-приходские школы, женское епархиальное училище, начинает издавать «Владимирские епархиальные ведомости», завершает строительство корпуса Владимирской Духовной Семинарии, перестраивает здания епархиального управления…
Прекрасным свидетельством неутомимых трудов Святителя на Владимирской кафедре являются его «Слова к Владимирской пастве» . Это сборник проповедей святителя Феофана, который содержит ценный материал для понимания жизни и взглядов великого иерарха Русской Православной Церкви.
Первая проповедь «При вступлении на паству» прозвучала 1 сентября 1863 года. Красивыми, но простыми словами Святитель описывал свои чувства от соприкосновения с древней землей. «…в нетленных мощах, - говорил он, - чудотворных иконах и неоднократно бывших чудесных благодеяниях Божиих, я вхожу как бы в рай благодати, как бы в готовое жилище Божие… Теперь пусть немощна молитва моя, ее восполнят просиявшие здесь святые». «Пусть не богат я мудростью деятельною, - смиренно продолжает Архипастырь, - ее заменят долголетним опытом установившиеся среди вас спасительные порядки жизни. Пусть бессильно слово мое к созиданию душ ваших, - вместо его будут назидать вас ряды предков ваших, сильных в вере и благочестии, громче всякого слова проповедующих о спасительном пути» .
Проповедь будет одним из самых замечательных дел Святителя на Владимирской земле. Он проповедовал на каждом богослужении, затрагивая самые важные для слушающих темы. Уже в первом слове святитель Феофан заговорил о главнейшей из них, вокруг которой строилось все его служение.
«Христианство, предлагая нам образец высокого совершенства, - убеждал Архипастырь, - подает к тому и все должные средства. Оно есть лествица, возводящая на небо, путь ведущий в живот, врачество, исцеляющее все немощи наши и не¬совершенства. Лествица сия уже утверждена и многих возвела на небо. Не перестраивать ее нужно, а восходить по ней. Путь сей уже испытан: он прост, для всех виден и верен. Было бы неразумно тратить время и труды на проложение нового пути, или на исправление по своему уже проложенного» .
В догматических проповедях Святителя удивляет спокойный, сдержанный тон рассуждений. Он четко разбивает их на взаимосвязанные смысловые части, ведя слушающих к нравственным выводам из учения Церкви. Эти нравственные выводы представляют собой целую практическую систему, руководство к исполнению заповедей.
Так, в слове «В день воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня» 14 сентября 1963 г. Архипастырь говорил о крестоношении, связав эту тему с учением о грехопадении человека. Эту тему Святитель раскрывает и в проповеди «В неделю по Воздвижении» 15 сентября 1863 г. Рассуждая о первобытном состоянии человека, Святитель раскрывал систему христианской антропологии, говорил о состоянии человека после грехопадения и подробно излагал практику православной аскезы.
Интересной особенностью проповедничества святителя Феофана является последовательное раскрытие одной темы в двух и даже трех проповедях. Например, 24 ноября 1863 года Святитель начинает излагать систему борьбы со страстями на основе учения о составе человеческой природы и продолжает эту тему 1 декабря 1863 г. В слове «В неделю пред Крещением». 5 января 1864 г. Архипастырь говорит о таинстве Крещения, о грехопадении и продолжает эту тему в проповеди «На Крещение Господне» 6 января 1864 г. и слове «В неделю по Просвещении» 12 января 1864 г.
Святитель Феофан говорил о самых разных сторонах христианского учения и жизни человека. Судя по проповедям, видно, что Архипастырь сразу откликался на все злободневные проблемы своей паствы. 6 октября 1863 г. («В неделю 20-ю») он говорил о необходимости чтения и изучения Священного Писания , «В день Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных сил» 8 ноября 1863 г. рассуждал о жизни ангелов , 8 декабря 1863 г. («В неделю 29-ю») проповедовал об адских муках , «В неделю Жен Мироносиц» 3 мая 1864 г. учил о любви. Эту тему Святитель продолжал развивать на проповеди «В день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» 8 мая 1864 г. и «В день Святителя и Чудотворца Николая» 9 мая 1864 г. «В день святителя и Чудотворца Николая…» 6 декабря 1864 Архипастырь объяснял государственное законодательство .
В слове «На Введение во храм Пресвятыя Девы Богородицы» 21 ноября 1864 г. святитель Феофан начинает подробно излагать систему христианской молитвы . Эту тему он развивает в проповеди «В неделю 24-ю» 22 ноября 1864 г. и «В неделю 25-ю» 29 ноября 1864 г. В слове «На Богоявление» 6 января 1865 г. Архипастырь осуждает обращение к приехавшей во Владимир ясновидящей и подробно доказывает демонический характер этого явления . 17 января 1865 («В 32-ю неделю») он критикует старообрядческий раскол . «В пятую неделю великого поста» 5 апреля 1865 г. Святитель излагает систему борьбы с грехом , «В неделю 18-ю, по Пятидесятнице» (22 сентября 1865 г.) проповедует о милостыне . «В день преставления Св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» 26 сентября 1865 г. святитель Феофан критикует систему автономной этики и развивает учение о необходимости для спасения не только любви и добрых дел, но и строго православной веры.
Во многих проповедях Святитель четко и размеренно объяснял суть празднуемых событий, толковал апостольские и евангельские чтения. Но когда Архипастырь начинал говорить о нравственных проблемах своей паствы, тон его речей менялся. Они становились пламенными, горячими, нередко даже резкими. Они словно рвались из глубины любящего сердца, глубоко переживающего и желающего исправить недостатки пасомых.
В этом контексте в пример можно привести критику Святителем празднования Нового года в слове «На Богоявление» 6 января 1865 г. «Наперед прошу, не погневайтесь, — говорил Архипастырь. - Хочу укорять вас. — Хочу укорять за то, что вы к языческим обра¬тились обычаям и вместо Бога стали прибегать к бесам. — Это не громкие только слова, а самое дело! - Вспомните, как многие из вас встречали новый год, — и теперь хладнокровно рассудите, — похоже ли это на что либо христианское?! — До полночи проиграть в карты, или проговорить о всяких пустяках, а в самую полночь, — на рубеже старого и нового года,—взять бокалы и вертеться.—Что это такое? и есть ли тут какой смысл.?—Бог—Владыка времени и жизни нашей,—дал нам провести один год в вводит другой. В минуту сего перехождения что прилично? - Воздеть руки к небу и поблагодарить Господа за прошедшие милости и умолить Его продлить свое благоволение и на будущее. В каждой ли семье особо так поступите, или собере¬тесь по нескольку семейств вместе,—благословенно так встретить новое лето. А вертеться с бокалами—тут какой смысл?—Шутка разве жизнь наша, и время — вещь ни к чему негожая?—Если так, то конечно не¬льзя лучше встретить нового года, как nycтословием и пляскою. Это будет — задать тон на весь год. Но ведь вы и сами так не думаете о времени и жизни!!—Что же это делалось! Повеселиться захотели?! —Для разве нет другого времени, совсем незнаменательного? Да и веселье тут бывает у вас не так, шибко.— Нет, тут делалось что то другое!—Что же бы такое?— Вы скажете: обычай зашел. —И я подтвержу: обычай зашел,—и прибавлю: обычай, совсем нe христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» .
Ревность к нравственному исправлению пасомых у святителя Феофана была велика. Его пламенные проповеди никого не оставляли равнодушными. Еще в начале служения на Владимирской земле в слове «В неделю по Рождестве Христове» 29 декабря 1963 г. Святитель заметил: «Дошло до моего слуха, будто вы считаете мои поучения очень строгими и полагаете, что ныне думать так нельзя, жить так нельзя, а стало и учить так нельзя. Времена не те!!—Как я порадовался, услышав это! Значит, вы внимательно слушаете, что говорю, и не только слушаете, но готовы бы исполнять то» . Далее Святитель развивает свое «оправдание». «При всем том с суждением вашим согласиться никак не могу, и считаю своим долгом оговорить его и поправить», - говорит Архипастырь и доказывает, что «строгость» принадлежит не ему, а Христианству, которое «должно пребыть вечно, не неизменно, нисколько не состоя под зависимостью и управлением духа века, а напротив само будучи назначено управлять, или властвовать над ним во всех, покоряющихся его водительству» . Далее Святитель подробно доказывает неизменность христианского вероучения и нравоучения и на ясных примерах показывает большую опасность каких-либо снисхождений.
В пример пагубности «поблажек» и «льгот», Святитель приводит католичество и протестантизм, подвергая их жесточайшей критике . Святитель Феофан обличает западные вероисповедания нечасто, но очень резко. С этим он часто связывает пламенные обличения приходящих с Запада веяний.
Например, в слове «На новый год (1864-й)» он говорит: «На Западе, Папа отпав¬ши от церкви, первый принял корень языческой жи¬зни—гордыню. Около сего центра не замедлили сгруппироваться и все другие стихии языческие. К XVI веку они довольно окрепли, подняли главу и гласно вступили снова в состязание с христианством. Образовался круг людей, языческим духом исполненных, которые зада¬чею себе поставили—снова ввести всюду языческие нача¬ла, - тоже опять во всех областях—умственной, нрав¬ственной, эстетической, семейной и гражданской. Время, когда cиe совершилось, называется возрождением западным. Запомните себе теперь, что западное возрождение есть восстановление язычества наперекор христианству. Таково значение возрождения. Но каково семя, таков и плод» .
Далее Святитель Феофан поднимает одну из самых важных тем, актуальных и до настоящего времени. «Все нынешнее западное образование во всех его видах есть итог того движения, которому толчок дало возрождение. – говорит Архипастырь. - Оно есть плод сего последнего. Почему и есть и в духе и в теле,—и в главном, и в частях все пропитано языческими началами, враждебными христианству. Всякой, кто касается его, и сколько-ни¬будь сродняется с ним, становится, больше или мень¬ше, враг Христу. Так об этом свидетельствует опыт. До запада нам какое бы дело. Пусть себе как знает. Мы жили просто под влиянием животворных начал христианских и знать не знали, что делается на западе, и не знали бы, если б не были в не¬обходимости войти с ним в сношения. Вошедши в сношение, стали заимствовать от него вместе с полезным и качествующий там дух образования языческого, который и у нас тоже производит что там: т. е., кто только касается его, тотчас восстает против Христа Спасителя и святой Его церкви. И у нас образовался класс людей, которые твердят, что церковное—христианское—это есть ветхость, которую надо отбросить, а Европей¬ское образование есть обновление, которое надо усвоить. Зная теперь, что значит Европейское образованиe, вы сами хорошо поймете, что это они нам советуют. Вот что! —Апостол Павел говорит, что Бог послал св. Апостолов, облеченных благодатию св. Духа в мир затем, чтоб они всех привели из тьмы в свет, из области сатанины к Богу; а эти нам советуют—из света опять идти во тьму и от Бога в область сатанинскую, где качествует не обновление жизни, а смерть, уби¬вающая все зародыши жизни истинной. Видите, какие благожелатели!! Чтоб разъяснить это до подробностей, надо целые книги написать» .
Увлечение западом Святитель критикует главным образом в начале своего пастырского служения на Владимирской земле, в проповедях, произнесенных в городе Владимире. Видно именно в губернском центре эти веяния были особо опасны для пасомых. Увлечение западом Святитель считал опасным не только для веры и нравственности человека, но и для всего Российского государства. В этом контексте интересны его размышления в слове «На Покров Пресвятой Богородицы» 1 октября 1863 г.
«Помните—тогда в 12-м году — приходили Французы с войсками других европейских народов—за чем думаете? за тем, чтобы отучить нас от Французской жизни. – убеждает святитель Феофан. - Мы и опом¬нились было не много,—а теперь опять стали забываться. И вот целый год уж грозит вам Господь нашествием Европы. Даром, вы думаете, эта тревога?—Нет. Это Божий к нам вразумительный голос! Господь не хочет нас карать… хочет, чтоб мы пришли в разум и исправилась, и как бы говорит нам: смотрите, исправьтесь, а то—опять пошлю на вас вражескую Европу,—зверонравную и иноверную. Перестаньте жить по Французски и по инославному, и опять воспримите благочестную, православно—христианскую жизнь»
Тема противостояния России и запада для святителя Феофана, судя по владимирским проповедям, была связана не только с духовными, но и с политическими традициями русского народа. И эти две вещи для Святителя были взаимосвязаны. Поэтому в проповедях он говорит как ревностный, но трезвый и благоразумный патриот.
В день Рождества Прасвятой Богородицы 8 сентября 1863 г. Архипастырь поучал: «Бог дает Царя—Отца нашему отечеству, и в сердце его глаголет благая для нас. Православное Богопреданное Царство есть Царство Богоправимое. Ибо сердце Царево в руце Божией.— Соседи наши не так думают,— и мы начали было думать и говорить иначе. И как кому приходило на мысль, всякий по тому и готов был все перестраивать, вообще же все увлекались духом самоуправства. У отпадших от святой церкви и впадших в Богозабвение это натурально, а православному народу не пристало так мудрствовать. Кроме образовав¬шихся на западе форм правления есть еще самодержав¬ное, отечески патриархальное правление. Его не понимает западное злоумное суемудрие. Оно понятно только истинно верующему, который созерцает и в Пресвя¬той Троице единоначалие, и в мире ангельском единого Архистратига, и в церкви Божией единую главу,— и в семействе отца, попечительно, но независимо действующего ко благу всех.—Вот это и считать должно лучшим, как оно и на самом деле есть лучшее и совершеннейшее».
Таким образом, святитель Феофан во взглядах на власть строго стоит на почве монархизма. Но монархизм у Святителя ценен не сам по себе. Он обязывает к ответственности за хранение веры и нравственности и является средством проповеди Христианства всем окружающим народам. В слове «На Покров Пресвятой Богородицы» 1 октября 1863 г. Святитель учил: «На всем свете одно православное царство. Оно – слава Христова! – Но и имя Христово, паче всех других народов, хулится нами, если мы неисправимы. Почему и гнев Божий на нас сильнее, и милость пространнее, чем на других. Ибо Он хочет, чтобы мы явили славу Его в себе, чтобы весь свет видел – вот что есть православное царство!» .
В слове «В день святителя и Чудотворца Николая, - и Тезоименитство Государя Царевича Николая Александровича» 6 декабря 1863 г. Святитель Феофан подробно раскрывает эту тему. «Престол царственный будет у нас непоколебим во веки веков, если мы из себя составим нечеловечески прочную, но достойную особенного Божия благоволения и покровительства основу ему» , - говорит Архипастырь. Далее он рассматривает ряд эпизодов Ветхого Завета и предлагает провести параллель с настоящим временем.
«Вот недавно восстали на нас Вавилон гордый—Фран¬ция, Cиpия слабая, опиравшаяся на союзы—Австрия, и Тир торговый—Англия!—Как мы смирились пред Богом, как рабы покорные всеми оставленные, на Него Единого возложили все упование свое, не чуждое присвоить, а свое только удержать желая; то и сподоби¬лись милостивого призрения и заступления Божия.— Какой дух силы послал он нам?—И в какое смятение при¬вел умы и сердца покушавшихся онеправдовать нас!— Так и всегда будет.—Если сохраним сей дух смирения, упования и правоты, Бог не только сохранит нас, но изберет в орудие исполнения своих промыслительных планов относительно всех сопредельных нам народов,—милость или суд возвещая им чрез нас... Как крепость тела нашего зависит от неповрежденности частей; так и крепость государства—от праводействия составляющих его классов народа».
Но Святитель Феофан видел очень много проблем в современном обществе, которые он обличал, цитируя пророчества Исаии, и приходил к неутешительному выводу. «Вот мы часто хвалим себя: Святая Русь, Право-славная Русь.— говорил Архипастырь. - О когда бы навсегда остаться вам святыми и православными,—по крайней мере любящими святость и православие!—Какой верный залог несокру¬шимости имели бы мы в титлах сих! Но осмотритесь кругом! Скорбно не одно развращение нравов, но и отступничество от образа исповедания, предписываемого православием.—Слышана ли была когда—на русском языке—хула на Бога и Христа Его?! А ныне не думают только, но и говорят, и пишут, и печатают много богоборного.— Думаете, что это останется даром?—Нет.— Живый на небесех ответит нам гневом своими и яростию своею смятет нас. - Запад увлекает нас.— На западе заходит уже солнце правды. Мы же восточ¬ные должны пребыть в свете, и не только освещаться, но и светить всем» .
Но Святитель не только обличал, он указывал на пути выхода из создавшегося положения. В рассматриваемом слове Архипастырь говорил: «Воздвигнуть надо дух православия в себе самих, и объединиться в восстании против всякого образа мыслей не согласного с ним» . Но в первую очередь это задача не простого народа и даже не духовенства. «Начать должны вы — светские — говорит Святитель. - и из вас — более образованные. — Между вами расходится зло, вы должны начать и восстание против него... Ваше молчание будет или неверие, или равнодушие к вере.—Говорите же и пишите.—Вы все слагаете на духовных.—Да мы только по догадкам судим, какие речи там между вами ходят. Кто из вас приходил когда к духовному отцу и открывал ему болезнь свою,— что вот—де слышал то и то и смущаюсь.—Едва ли есть такой? А иной и совсем запутался в неверии, а приходит и говорит, как верующий.—Что же можем мы, когда вы так отчуждаете себя от нас и скрытничаете.—Давайте вместе действовать. Откроем беседы с церковной кафедры, заведем вечера для чтений и собеседования, будем книги составлять—все сделаем в защиту веры.—Только сделайте вы начало.—Придите и откройтесь, что такое там делается между вами. Мы гадаем только, что есть лица, кои составляют заговор против Христа Спасителя и Святой церкви Его.—Но какими мыслями они руководятся, не слышим. Спорить же с предположениями есть тоже, что бороться с тенями.—Вот—поневоле и остаемся бездейственными» .
Взирая с высоты истории, мы можем сказать, что в конце 19 века мудрые советы Святителя, к сожалению, не были исполнены. Запад все же разрушил Россию. Но, рассматривая наше время, можно увидеть все те же проблемы. Поэтому и сейчас слова святителя Феофана звучат актуально и злободневно, а его советы вполне можно использовать как практическое руководство в жизни и деятельности. Да, Святитель был подлинным служителем Вечной Мудрости, поэтому его слова никогда не устареют. Он словно нашему времени вещает: «Человечество! Человечество! Твердят иные, в разных изворотах; - а что есть человечество? – Есть то, что мы получили от Адама, - поврежденное, не надежное, грешное. – Не во имя его надо ратовать, а во имя Христианства, возвращающего нас к истинной жизни через общение с Господом Иисусом Христом… Человечество вне Христа Господа есть сухая ветвь – безжизненная, как бы заботливо не питали ее и не ходили за нею» .
Это Святитель Феофан говорил в слове «В неделю 30-ю, - перед Рождеством Христовым» 22 декабря 1863 года. С февраля 1894 года проповеди Святителя более наполняются спокойными толкованиями Священного Писания и объяснениями празднуемых событий. Они пронизаны сердечными увещеваниями, наполненными красивыми и четкими образами.
Например, «В неделю мясопустную» 23 февраля 1864 Архипастырь учил: «Жела¬тельно разве Господу осудить нас? Если б было же¬лательно, не пришел бы Он на землю, и не стал на¬шего ради спасения терпеть страданий и смерти! Но как нельзя не быть суду, то вот Он и возвестил о нем наперед, говоря как бы нам: смотрите, вот что будет и вот что надо вам сделать, чтоб избежать возможной там беды. Говорит Господь о суде за тем, чтоб никто не подпал на нем осуждению! —Как доб¬рый судья наперед извещает жителей, что идет к ним разбирать дела, чтоб они приготовились к ответам и не запутались; так известил нас о суде Го¬сподь, чтоб мы наперед знали, что там будет, и так приготовились, чтоб устоять!—Тогда и вопросов никаких не будет, если здесь, на исповеди, на все вопросы, которые касаются действительных грехов наших, мы изъявим чистосердечное сознание и раскаяние» .
Такая красивая и понятная образность свойственна большинству проповедей святителя Феофана. В ней он объясняет даже догматические вопросы. Например, в слове «В неделю о Самарянине» 17 мая 1865 года Архипастырь говорил: «Кто принял Таинства, в том есть уже благодать, хотя она не являет еще своего присутствия сквозь действия человеческие. Так семя брошенное в землю, но еще не прозябшее и не проросшее из земли,—хотя есть, но его не видно. В ином месте есть жила чистой и целительной воды, но скрыта под землею. Люди ходят по тому месту и нередко пьют дурную воду, а чистая вода тут же есть, да скрыта. На ином поле лежит под землею какое либо сокровище; хозяин тру¬дится, обрабатывает землю и иногда мало добывает трудами, а сокровище тут же, да не видно.—Таким же образом и в сердце вашем бывает сокрыта бла¬годать, как сокровище, как родник, как семя; но она в иных не видна, не являет плодов, не источает воды, не обогащает. Она есть, но не обнаруживает своих действий» .
С середины июня 1864 года святитель Феофан в течении трех месяцев объезжает храмы и монастыри своей епархии. Он везде проповедует, затрагивая именно те проблемы, которые были особо важны для слушающих. Иногда Архипастырь это делает через очень умелую иронию. Например, в слове «В Спасском мужском монастыре, в г. Муроме» он говорит: «Смотря на положение вашей обители пред лицом миpa, не знаю, что видеть в устроителях сей обители—особенную ли мудрость или крайнюю не дальновидность, — и в вас, вступающих в сию обитель—особенное ли мужество, или крайнюю слабость?!—Припомните слово одного мудрого старца об искушениях. К кому искушение близко, говорит он, тот подобен стоящему на краю пропасти,—и один легкий толчок может низринуть его в бездну. А кто далеко от искушения, тот подобен находящемуся да¬леко от пропасти. Врагу надобно сначала привлечь его к сей пропасти, чтоб потом столкнуть в нее. Но пока он будет влечь его, брат придет в себя, опо¬мнится и прогонит искусителя».
Нередко, во время поездки по епархии, святитель Феофан жестко бичует недостатки паствы. Особое внимание он уделял проблемам жизни монастырей. «В Суздальском женском Ризоположенском монастыре» 10 июля 1864 года Архипастырь убеждал: «Не говорите: у нас не общежитие, всякая из нас сама себе добывает пищу и одежду. А при этом, куда уже нам до строгого исполнения правил иноческих?— То, что у вас нет общежития, есть сторона вашей жизни очень не выгодная! Но она может только затру¬днять ваше иночествование, а нисколько не ослабляет вашей обязанности быть строгими исполнительницами своих обетов, и не лишает вас возможности к тому. - Св. Антоний чем жил?—Трудами рук своих.— Трудами рук своих жили и древние подвижники — и до соединения их в общежительные обители и по соединении. Спаслись же они, и прославились… Труд сам по себе есть святое дело. Устраните от него безвременность, суету, зависть, желание выказываться, и прочие неуместности,—и он никакой не подаст помехи делу вашего иночествования. Устраните за тем из способов доста¬вать себе содержание все приемы, которые связывают вас с миром и вплетают в круговращение ходячих у него сделок, а из самого содержания все, без чего можно обойтись,—и сами увидите, что образ жизни ва¬шей внешней не сократит успеха во внутренней и не послужить преградою к строгому исполнению правил иноческих. Добывайте содержание и содержитесь так, как подобает инокиням, не делая из себя общества живущих по своим желаниям в в свою угоду. Ибо иначе вы будете отличаться от мирянок только тем, что живете в монастырской ограде, и ходите в черной особого покроя одежде. Скажете: трудно?—Правда, трудно. Иноческая жизнь есть высокая жизнь; потому и трудна.—Трудна она, но во спасение.—Что же бежать от сего труда?! И мирская жизнь тоже не легка, а, может быть, еще более трудна;—но труд ее не прямо ведет ко спасению.— Когда вступали вы в обитель, на покой ли вступали? Если не на покой; что ужасаться трудностей?! Поминайте чаще первую решимость, и чаще возгревайте ее в себе, до¬водя до первоначального жара» .
Но наиболее выделял Святитель во время поездки по епархии проблему старообрядческого раскола. Владимирская земля в 17-м веке стала одним из оплотов «ревнителей старины». В деревнях жили представители разных старообрядческих сект, которые осмеливались открыто проповедовать свое учение.
В местах проживания старообрядцев Архипастырь долго и подробно критиковал их заблуждения. Прекрасным примером этого последовательного, живого, пламенного обличения является проповедь «При посещении г. Судогды, в соборе», сказанная 16 июня 1864 года . А во Мстере Святитель лично беседовал с раскольниками. Об этом можно судить по слову, сказанному 31 августа 1864 года «В селе Мстере Вязниковского уезда». Но в нем, при рассудительной критике, видна искренняя любовь Святителя к заблудшим. Он рассказывал: «Давно искал я случая поговорить с лицами, чуж-дающимися св. церкви — единой спасительницы нашей,— чтоб видеть, как они о чем думают, и тем воспользоваться к вразумлению их.—Вчера долго мы тол¬ковали. Жалости достойно их омраченное неверие и тем¬ное нехотение видеть силу спасения там, где заключил её Господь. Послушайте, пожалейте об них и помо¬литесь, да вразумятся слепотствующие умом, и умягчат¬ся упорные сердцем» .
В этом слове Святитель предлагает для старообрядцев принимать единоверчество. Он говорит: «Так уже если кто не хочет обращаться к Православной церкви, - прими единоверчество, а не губи души вне всякого общения со святою церковью. Только это я говорю раскольникам;— а кто в церковь Православную ходить, тому в единоверческую не го¬дится обращаться. Это значить назад пятиться, - чему не подобает быть».
Судя по проповедям, сказанным на Владимирской земле, святитель Феофан никогда не уходил от сложных и даже провокационных вопросов. Например, с слове «В нижнем Ландхе, селе Гороховецкого уезда» 27 июня 1864 года, Архипастырь был вынужден объяснять суть государственных законов в отношении к старообрядцам.
«Говорят они (т. е. раскольники), будто Государь признал их веру правою и льготы им дал. – замечал Святитель. - Это говорят они ложь, — Льгот им ни каких не дается. Законы те же оставле¬ны, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить, это не от того, что Государь признал их веpy правою. — И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели Государь и их вepy признает правою?! Государь и всякой веры людям позволяет жить мирно, — от того, что ни кого не хочет приневоливать в свою веру, — ибо из под неволи что за вера? — А раскольники криво толкуют милость Государя Императора, будто он их сторону признал правою. Закон так говорит: живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять ни кого не смей. Кто совратит православного в раскол, того сошлют на поселение.— Остался бы разве этот закон в силе, если б Государь признал их сторону правою?!» .
Боль от активности старообрядцев нередко приводила святителя Феофана к резким выражениям. Но и эти обличения били самую суть проблемы. В проповеди «В Вязниковском соборе» 30 августа 1864 года он говорил: «Раскол распространяется ста¬рыми девками, нередко развратными, и мужиками иногда бродягами, а всегда такими, которые работать не хотят и вздумали себе добывать хлеб ложнопоповством и жить за счет простых людей. Bcе они едва выучились читать и едва бредут по книге, а лезут в учители. Кричат: вот старая веpa, вот отеческая вера;—а ви¬дали ли они книги святых отцов и прочитали ли хоть одну, о том и не спрашивай.—И вера то у них новоизобретенная, и святые отцы о такой вере и думать не думали. Какой святой отец полагал веру в усах и бороде,—в пальцах да в концах креста,—в старых иконах и книгах,—или в том, сколько раз говорить аллилуиа, сколько просфор иметь на обедне,— как кадить по солнцу, или против солнца?—Ни один.— Они спасительную веру полагали в святых догматах, в заповедях, в святых таинствах и в церкви со священством; а это все мудрование мужиков,—слепым невеждам свойственное. Не слушайте их и на глаза не принимайте».
В последний год пребывания на Владимирской кафедре Святитель Феофан проповедует с большими перерывами. Он был вынужден решать многие административные и хозяйственные проблемы, которые наложились на ухудшение здоровья . В это время Архипастырь решает уйти в затвор. 12 марта 1866 года он подает прошение в Святейший Синод об увольнении на покой с правом пребывания в Успенской Вышенской пустыни Тамбовской губернии.
24 июля 1866 года Святитель произнес слово «На прощание с Владимирской паствою». Он говорил по обычаю искренне и просто, благодарил Бога и окружающих людей и просил прощения за расставание. «Не попеняйте на меня, Господа ради, что оставляю вас. – вещал Архипастырь. - Отхожу не ради того, чтоб вынужден был вас оставить. Ваша доброта не допустила бы меня переменить вас на другую паству. Но, как ведомый, ведусь на свободное от забот пребывание, ища и чая лучшего,—как это сродно естеству нашему. Как это могло образоваться, не берусь объяснять. Одно скажу, что кроме внешнего течения событий, определяющих на дела, есть внутренние изменения расположений, доводящие до известных решимостей, есть кроме внешней необхо¬димости необходимость внутренняя, которой внемлет совесть и которой не сильно противоречить сердце» .
Далее Святитель просил молитв и сам обещал молиться за паству, но особо он выделил то, с чего начал свою проповедь на Владимирской земле. «Сохраните, что Господом и святыми Его Апостолами предано церкви в что одно поколение христиан передает другому. – увещал Архипастырь. - Напомнить о сем вам понуждаюсь того ради, что ныне много лживых учений ходит между нами,—учений растительных, подрывающих основы веры, расстраивающих семейное счастье и разрушающих благосостояние государства. Побе¬регитесь, ради Господа, от сих учений.—Есть камень, коим испытывают золото. Испытательным камнем да будет для вас святое учение, издревле проповедуемое в церкви. — Все не согласное с сим учением отвергай¬те, как зло, каким бы титлом благовидным оно ни прикрывалось. Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собою приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати. Благодать с верою созиждут святыми и непорочными сердца ваши» . Эти слова можно назвать завещанием Святителя, оставленным владимирской пастве.
Несмотря на уход в затвор, в Успенской Вышенской пустыни святитель Феофан продолжает активную деятельность. Он пишет литературно-богословские труды, письма к разным лицам, много молится и служит. 6 января 1894 года в праздник Крещения Господня Святитель мирно преставился.
Таким образом, архипастырское служение святителя Феофана на Владимирской земле было непродолжительным, но активным и плодотворным. Его проповеди являются лучшим свидетельством этого. Они открывают реальное, живое лицо Святителя, как ревностного, пламенного пастыря, до глубины души переживающего проблемы как всего государства, так и каждого человека в отдельности. А по содержанию проповеди святителя Феофана до настоящего времени являются лучшими примерами гомилетического наследия Православной Церкви.
Священник Алексий Масалов