16 сентября 2019 Суздаль принимает фестиваль "Русский мир"

14 сентября 2019 года под звон колоколен Спасо-Евфимиева и Александровского мужских монастырей, Покровского женского монастыря и передвижной звонницы для мастер-классов на берегу реки Каменки началась суздальская часть фестиваля "Русский мир".

15 сентября 2019 Во Владимирской области открылся фестиваль «Русский мир»

13 сентября 2019 года начал свою работу фестиваль "Русский мир" во Владимире. Мероприятие, проходящее под эгидой Русского Народного Собора, стартовало с обращения митрополита Владимирского и Суздальского Тихона.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Сентябрь
201820192020
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

Главная / Статьи и публикации / Судьба священника Николая Александровича Цветкова (1891-1972)

Судьба священника Николая Александровича Цветкова (1891-1972)

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Доклад монахини Сергии (Каламкаровой) в г. Суздале 26  октября 2018 года на XI Всероссийской научно-практической конференции  «Город Суздаль в истории России».

С городом Суздалем тесно связана судьба протоиерея Николая Цветкова. Здесь он родился в 1891 году в семье священника протоиерея Александра Ивановича Цветкова, здесь провел свое детство, а во время учебы в духовной семинарии пел на клиросе. Здесь в Казанской церкви было последнее место его священнического служения, 14 лет  – с 1955 по 1969 год, здесь он и скончался  4 июня 1972 года.

Традиционный путь священнического сына – духовное училище – Суздальское,  затем – Владимирская семинария. Николай окончил ее в 1913 году. Учебными успехами не блистал, но по своим человеческим качествам был на хорошем счету. При выпуске инспектор семинарии дал ему такую характеристику: «Цветков Николай – вполне установившийся и благовоспитанный юноша с хорошим направлением, скромный и тихий, поведения всегда отличного; успехи средние»[1].

Николай удачно женился – на племяннице ректора семинарии протоиерея Павла Петровича Борисовского, в будущем епископа и митрополита. Его брат, священник села Великова на Талье Ковровского уезда, Федор Петрович Борисовский, уступил Николаю Цветкову при женитьбе на своей дочери Марии приходское место.

Церковь села Великово 2011 год, фото с сайта Соборы.ру, автор Широков

В церкви села Великова отец Николай Цветков служил с августа 1913 года по октябрь 1930 года, до ареста. Пользовался авторитетом, получал очередные священнические награды и был благочинным (примерно с 1921 года).

Своих детей у отца Николая с матушкой Марий Федоровной не было. К 1930 году у них в семье жила приемная девочка 17-ти летняя Мария Шелепова.

Из материалов следственного дела[2]:

15 октября 1930 года священник Николай Цветков был арестован ОГПУ вместе со священниками соседних сел Александром Михайловичем Троицким и Сергеем Владимировичем Чижовым и двумя монахинями Графской и Афанасьевой. «Попы часто собираются в доме попа Троицкого в погосте Дмитриевском,  — как доносил сотрудник следственного отдела, — под видом чаепития и картежной игры», а на самом деле ведут «разговоры антисоветского характера – критикуется деятельность колхозов, наносятся обиды и нарекания на местных работников, выражается недовольство непосильными налогами и т.д.»

Встречаться священникам в то время – хоть и на именины и престольные праздники — было опасно, за этим следовал арест и обвинение в создании «группы реакционного духовенства». Доказать, что они обсуждали церковные  и житейские дела, а не вели антисоветские разговоры, было невозможно. Даже если и разговоров этих никто не слышал из свидетелей, и сами обвиняемые вину свою не признавали – лишение свободы по 58 статье было гарантировано.

А отец Николай Цветков к тому же был благочинным, и по своим обязанностям вынужден был и общаться с другими священнослужителями, и ездить к архиерею.

Незадолго до ареста, в процессе проведения сплошной коллективизации», почти всех священников, в том числе и отца Николая, привлекли к трудовой повинности:  два с половиной месяца они работали на лесозаготовках.

Раскулачен отец Николай Цветков не был, только земельного участка он не имел. Вынужден был платить большой сельскохозяйственный «индивидуальный» налог  — его «обложили», как это формулировалось тогда – на сумму в 295 рублей.

При аресте отца Николая была произведена опись его имущества, обязательство хранить которое взяли с его супруги и понятых. Жил священник в то время не бедно: двухэтажный дом, баня, погреб, корова, один «гордироп»,  одна кушетка,  2 кровати, 8 стульев и 8 столов, из которых один письменный, 2 табуретки, фисгармония, стенные часы с боем, два будильника, радио  наушниками, 2 самовара, медный умывальник, поломанные серебряные карманные часы, серебряные ложки, вилки и нож, 2 комода, подкомодник и стенное зеркало.

Протокол допроса свящ. Николая Цветкова

На допросах отец Николай держался стойко, виновным себя не признал, заявив, что все обвинения против него в антисоветской агитации «собраны на основании клеветы», что разговоров на политические темы между священниками не велось.

В материалах следственного дела открываются некоторые подробности священнического служения отца Николая. Он сам признается, что в первое время примкнул к обновленчеству, но потом, во многом под влиянием священников Троицкого и Чижова – вернулся в «тихоновскую» церковь[3].

Нужные следователю показания об антисоветских разговорах арестованных священников дали свидетели, в том числе обновленческий священник Владимир Дунаев. Среди прочего он доложил, что у отца Николая Цветкова в 1920 году целое лето жил скрывавшийся от властей известный проповедник иеромонах Серафим Якубович.

Всех трех священников — Цветкова, Троицкого и Чижова, во внесудебном порядке приговорили 25 декабря 1930 года к 3 годам высылки в Северный край.

Интересно, что община верующих почти сразу же подала просьбу  ОГПУ об освобождении отца Николая Цветкова[4]. Если в начале 1920-х годов такое встречалось, то к началу 30-х – было крайней редкостью: в эти годы не боялись просить об освобождении в основном только родственники. В пересмотре отказали.

Прошение верующих об освобождении свящ. Цветкова

В ссылке отец Николай работал на лесозаготовках, один год – в Архангельске, затем в Орловском леспункте Устьянского района Архангельской области. Спустя полгода подавал прошение о досрочном освобождении, но тщетно. Из ссылки он вернулся только в декабре 1937 года. А реабилитирован Прокуратурой Владимирской области был только спустя полвека, 19 апреля 1989 года.

По возвращении из ссылки протоиерей Николай вынужден был устроиться на светскую работу: был счетоводом на фабрике «Возрождение», в 1-й Ковровской гор. больнице, а в Отечественную войну там же трудился дезинфектором. За это в 1947 г. он был награжден медалью «За  доблественный труд в период Великой Отечественной войны 1941-45 гг.»

Протоиерей Николай Цветков в 1947 году после награждения

С открытием храмов появилась возможность вновь служить в церкви, и с 26 октября 1944 года отец Николай Цветков стал священником Успенского Кафедрального собора г. Владимира.

В 1946 году его назначили настоятелем Никольской церкви пог. Заболотье Киржачского р-на.

С сентября 1948 г. по август 1949 г. он был настоятелем Троицкого собора г.Александрова (с перерывом на пару месяцев, когда был переведен в с. Усолье).

В 1949 году по просьбе прихожан был возвращен в церковь пог. Заболотье Киржачского р-на.

Казанская церковь г. Суздаля 15 ноября 1969

С 13 июля 1955 года стал настоятелем Казанской церкви своего родного города Суздаля. В Суздале он жил в доме № 7 на ул. Красной Горки, с августа 1961 года – в доме № 7 на ул. Фрунзе.

В эти годы протоиерей Николай написал статью о святителе Иларионе Суздальском, которая сохранилась в его личном деле.

Статья о митр. Иларионе протоиерея Н. Цветкова

В письмах к архиепископу Онисиму отец Николай воспоминал о том, как в разные годы своей жизни служил с архиереям: с епископом Афанасием (Сахаровым) как благочинный, с митр. Ярославским Павлом (Борисовским), называя его дядей, — в бытность того епископом Суздальским; сообщал, что митрополиты Елевферий (Воронцов) и Филипп Астраханский[5] были в Киржаче при его служении и отзывались о нем одобрительно.

Положительно отзывались об отце Николае и его сослуживцы, но вместе с тем отмечали и его явную немощь – пристрастие к выпивке. Протоиерей Сергий Успенский, сменивший его в Троицком соборе г. Александрова, писал архиерею: «На мой взгляд, положительные качества его и как человека, и как священника, преобладают над отрицательными. Его любовь к ближнему, его доброта неоспоримы, а его склонность к спиртным напиткам не постоянна, и, по-моему, была вызвана причинами, разстроившими его нервное здоровье. Это был явление временное».

Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Владимирской области Сергиевский в отчете за 1946 год, упоминая о нередко имеющемся среди духовенства пороке — злоупотреблении спиртными напитками, «хотя в единичных случаях в степени, взывающей соблазн в среде верующих и их негодование», в качестве примера приводил протоиерея Успенского собора во Владимире Цветкова Н.А. Одновременно с этим он отмечал и его положительные качества: «Но церковные службы он проводит очень хорошо – по церковной службе он лучший из соборного причта. У него хорошая образовательная подготовка, хорошее развитие, хорошая манера служить, звучный, приятный голос и уменье владеть им, ясная дикция, порядочный дар проповеднического слова, совершенная нетребовательность в отношении платы за требы («немздоимчивость» как говорят прихожане) – все это заслоняет в глазах верующих его пристрастие к водке, тем более, что он умеет владеть собой и свое не вполне трезвое состояние сделать почти неприметным».

Описываются в отчете и меры, которые предпринимало церковное начальство, пытаясь побороть эту страсть отца Николая: Настоятель собора неоднократно его упрекал, получая в ответ чистосердечное признание. «Архиерей делал ему ряд предупреждений о неизбежности взыскания, Цветков неизменно давал клятвенное обещание исправиться и так же неизменно нарушал свое обещание. Временное запрещение служения не дало положительных результатов… терпеть Цветкова дальше во Владимире стало невозможным, и он был перемещен в другой приход на месячный испытательный срок, с категорическим предупреждением о неизбежности удаления из рядов духовенства вообще в случае неисправления. Предполагается, что такое перемещение из Владимира, от семьи, даст положительный результат…»[6].

И результаты, видимо, были, по документам видно, что отец Николай был на хорошем счету у архиерея и пользовался уважением среди большинства прихожан.

В 1962 году протоиерей Николай был награжден митрой «во внимание к долголетней и усердной службе Церкви Божией при благочестивом поведении,  заботам о благолепии родного храма, к проявлению истинно отеческого отношения к пастве духовной». Архиепископ Онисим прислал ему в связи с этим следующее пожелание: «В меру своих сил, надеюсь, будете нести свой пастырский крест до конца жизни, усугубляя  свое внимание к делу Божию и возгревая в себе дар священства». Фотография отца Николая в митре, которую он послал своему сослужителю по Троицкому собору г. Александрова протоиерею Леониду Розанову, сохранилась у внучки последнего.

протоиерей Николай Цветков 1962 год

18 марта 1969 года по состоянию здоровья протоиерей Николай Цветков был уволен за штат. Через три с лишним года он скончался.

«Пользовался авторитетом у своих прихожан, любивших его за миролюбие, обходительность, ревностное отношение к пастырскому долгу» — писали о нем в некрологе. «Многочисленный верующий народ пришел проститься с дорогим батюшкой и молитвой о упокоении его души проводить в «последний путь»[7] — это ли не признание его пастырских заслуг, если учесть, что уже несколько лет он был за штатом.

[1] Владимирские краеведческие хроники (К истории одного сословия)  / П. Новосельский. – Владимир: Транзит-ИКС, 2013. – 134 с. С.121.

[2] Архив УФСБ по Владимирской области дело П-1415.

[3] Допрос от 30 ноября 1930 г., л. дела 59об.

[4] л. д. 96

[5] Ставицкий † 1952

[6] ГАРФ ф. Р-6199 оп.1 д. 89 Информ. отчеты Уполномоченных Совета за 2 квартал 1946 года по областям РСФСР т. III на 330 лл. Л.48-49.

[7] ЖМП №1 1974 г, с.30

alexandrov-obitel.ru

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности