Рекомендации для духовенства по окормлению медицинских учреждений
-
Во всех приписанных к священнослужителю медицинских учреждениях следует открывать молитвенные комнаты (как духовные кабинеты с часами приема больных) с помощью местного договора с больницей;
-
Данные молитвенные комнаты ставить на баланс того прихода, в котором служит окормляющий священнослужитель с полной отчетностью перед настоятелем прихода;
-
Посещения вверенных священнослужителю учреждений должны быть регулярными, не менее 1 раза в неделю с неукоснительным служением молебна и других треб;
-
По возможности необходимо организовать ежедневное дежурство в молитвенной комнате (можно из числа прихожан/сестер милосердия), с тем, чтобы молитвенная комната была открыта, и любой желающий мог туда зайти, помолиться, поставить свечи, заказать и проч.;
-
Желательно иметь православную библиотеку при молитвенной комнате, дабы любой пациент, лежащий в больнице мог ею воспользоваться;
-
Необходимо, чтобы любой больной или его родственник мог в любое время связаться со священником, окормляющим данное медицинское учреждение, для чего в свободном доступе должен быть вывешен контактный телефон священника;
- К причащению больных Св.Дарами следует подходить с рассудительностью – действительно ли человек готов к принятию Св.Христовых Таин, осознанно ли он подходит к данному Таинству (за исключением больных, находящихся при смерти).
-
Следует не забывать о других святынях, помогающих нам (в том числе и в болезнях)– св.воде, св.масле, просфоре и др., и использовать эти средства (особенно в тех случаях, когда больной не готов к принятию Св.Христовых Таин);Снабжать такие молитвенные комнаты необходимым количеством святой воды, просфор и освященного масла, дабы любой желающий мог их взять в нужном объеме для домашнего (или палатного) употребления;
- Снабжать такие молитвенные комнаты необходимым количеством святой воды, просфор и освященного масла, дабы любой желающий мог их взять в нужном объеме для домашнего (или палатного) употребления;
-
По возможности следует уделить время душепопечению болящих, беседам с ними, если того требует ситуация, то специально для таких бесед выделить время (возможно после молебна);
- Помогающих священнику мирян/сестер милосердия (к примеру, несущих дежурство в молитвенной комнате) необходимо стимулировать к самообразованию (при этом указывая им на необходимую литературу, возможно разъясняя её и т.д.), дабы впоследствии они компетентно могли отвечать на вопросы болящих, могли помочь людям должным образом подготовиться к Таинствам, объяснить человеку христианское отношение к болезни и проч.;
-
Осознавая всю занятость врачей и медицинских работников все же, по возможности, проводить с ними разъяснительную работу по взаимодействию Церкви и медицины (если это возможно, то даже проводить специальные беседы, пусть это будет хотя бы 1–2 раза в год – это уже будет ценно и действенно – список примерных тем для бесед прилагается, но в данном вопросе приветствуется и личная инициатива);
-
Следует более творчески подойти к делу окормления вверенных священнику социальных учреждений: к примеру, разложить брошюры православного содержания у приемных врачей (там зачастую есть журнальные столики с развалами всевозможных газет, листовок и проч.), дабы человек, сидя в очереди, имел возможность познакомится с православной литературой, разъясняющей отношение христианина к болезням, скорбям и др.;
-
Также можно оставить на посту у медицинских сестер 2–3 экземпляра Св.Писания и соответствующее объявление об этом, дабы каждый желающий мог в любое время прибегнуть к Божественным Словам;
- Неплохо иметь в молитвенных комнатах кружку для пожертвований на лекарства для малоимущих пациентов, ведь всегда среди больных есть люди, к которым некому придти с посещением, приобрести необходимые медикаменты и проч., в таком случае посредством таких кружек мы могли бы творить дела милости в отношении таких людей;
-
Наконец, необходимо напоминать себе и своим сотрудникам ради чего проводится вообще вся деятельная работа Церкви – это есть напоминание человеку, который сегодня зачастую одинок и брошен, что Церковь как любящая мать заботится и помнит о нём; что наше служение есть средство для приведения (впоследствии) человека ко Христу (а как следствие и ко спасению); что Сам Господь Иисус Христос учил нас о милосердной и сострадательной любви к ближнему, если все это будем мы помнить, то несомненно приобретем пользу и для себя самих и ближним нашим, нуждающимся в нас, окажем помощь.